ВНКСФ-19
6 апреля 2013
Визит студентов-физиков и молодых ученых
Космодром "Плесецк"
. Город Мирный


6 апреля 2013 года, сразу после окончания конференции ВНКСФ-19 в Архангельске, состоялся визит студентов-физиков и молодых ученых на космодром Плесецк в рамках программы АСФ России «Визиты студентов-физиков и молодых ученых в научно-технические центры России».
Задолго до конференции, еще в декабре 2012 года, АСФ России и оргкомитет ВНКСФ-19 написали письмо с просьбой о посещении космодрома на имя его руководства и получили положительный ответ.  Затем около 60-ти участников Всероссийской научной конференции студентов-физиков и молодых ученых выразили желание посетить космодром, не смотря на то, что это влекло за собой задержку в Архангельске еще на двое суток и, кроме того, поездка ожидалась не совсем простой.
И она действительно стала не из легких: почти 300 км в один конец на автобусе, при этом около половины пути по грунтовой дороге, покрытой мелкими волнами из спрессованного снега и льда. Был отрезок, где на протяжении почти 80 км не было ни одного населенного пункта и оборудованной остановки – только тайга и сугробы высотой по пояс (то есть была проблема с туалетом) и приличная тряска, пробивающая даже рессоры автобуса марки «Мерседес», который ехал здесь не быстрее 20-30 км в час.  Достаточно сказать, что, выехав из санатория Беломорье в 9.00, мы прибыли в город Мирный только в 16.00! А обратно вернулись в 4.30 утра! Тем не менее, мы добрались и программа визита была осуществлена!
Тем временем служащие космодрома терпеливо ждали нас целый день! У КПП на въезде в ЗАТО «Мирный» нас встретил начальник научно-исследовательской лаборатории космодрома Владимир Михайлович Саенко, который сопровождал и рассказывал нам о городе Мирном и космодроме на протяжении всей программы, но непосредственно на самих посещаемых объектах о них рассказывали служащие данного объекта…
С самого начала мы посетили музей космодрома, который расположен в Доме Офицеров, на центральной площади города, затем на автобусе мы отправились на территорию космодрома. Музей оставил самые приятные впечатления и по своему уровню (конечно не по масштабам), на мой взгляд, не уступает музеям космодрома и города Байконур.
…сколько раз я ездил из города Байконур на космодром, любуясь дальним панорамами степей и площадок между ними, где путь от КПП до 2-й площадки занимал почти 40 минут... А тут – сплошная стена леса. И вроде бы те же 40 минут, и та же, идущая параллельно, железная дорога для мотовозов, но какие разные ощущения! Здесь как будто все «уютнее» и незаметнее, но дорога кажется дольше, а объекты появляются как бы внезапно, словно «выглядывая» на дорогу в местах развилок и опушек леса…
На самом космодроме мы посетили  четыре объекта: стартовый комплекс «Союз-2» (практически копия старта 31-й площадки на Байконуре), монтажно-испытательный корпус (или, как здесь говорят – «техническая часть») «Союз-2», далее Центр испытаний и применения космических средств (по сути также – МИК, ранее относившийся к комплексу «Зенит», а теперь – РН «Ангара»), где увидели готовящийся к установке на стартовый комплекс макет РН «Ангара» и в конце программы визита мы посетили строящийся «Универсальный стартовый комплекс «Ангара».  При этом мы были сильно удивлены тому обстоятельству, что, на самом деле, уровень готовности стартового комплекса – очень высокий и что, на самом деле, первый старт этого нового ракетоносителя планируется уже в конце 2013 года! Ранее почти все из нас считали, что проект «Ангара» как минимум в далекой и почти «безнадежной» перспективе, но… Это была приятная неожиданность! Необычный вид комплекса всех просто поразил. Мне, по своей масштабности, он напомнил УКСС на Байконуре, только немного компактнее и современней.
Подробнее о всех технических особенностях космодрома «Плесецк»,  о ракетоносителях «Союз-2», «Ангара», города Мирный и музее мы расскажем позднее, в специальном издании АСФ России «Байконур – Плесецк», посвященном двум визитам на космодромы в 2012-2013 годах. Здесь же мы представим краткую информацию и ссылки по темам.

Ассоциация студентов-физиков и молодых ученых, оргкомитет конференции ВНКСФ – 19 выражают признательность руководству космодрома Плесецк  и лично его начальнику Нестечуку Николаю Николаевичу за разрешение посетить космодром, а также огромную благодарность служащим космодрома и лично Саенко Владимиру Михайловичу за терпение и радушный прием!
Это поездка запомнится нам на всю жизнь. Спасибо!


Карта маршрута группы физиков из Архангельска в Плесецк (темнофиолетовый трек - плохой участок дороги)

Административное расположение ЗАТО город Мирный в Архангельской области

Топографическая карта местности космодрома "Плесецк"

Схема площадок космодрома "Плесецк"


Космодром «Плесецк».

Космодром "Плесецк" (1-й Государственный испытательный космодром) расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалеку от железнодорожной станции "Плесецкая" Северной железной дороги. Распологаясь на платообразной и слегка холмистой равнине, он занимает площадь 1762 квадратных километра, простираясь с севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра с центром, имеющим географические координаты 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы. Численность персонала и населения г.Мирный - 40...50 тыс. человек (в зависимости от объемов выполняемых задач). Климат - резко континентальный, неустойчивый, холодный.

Основан в 1960 году как первая отечественная ракетная база МБР Р-7 и Р-7А (объект "Ангара"). При выборе местоположения в первую очередь учитывались: - досягаемость территорий вероятных противников; - возможность проведения и контроля испытательных пусков в район Камчатки; - необходимость в особой скрытности и секретности.

Как космодром имеет сложное геополитическое положение. Среди ныне действующих космодромов Плесецк является самым северным космодромом в мире.
Космическую деятельность ведет с запуска КА "Космос-112" 17 марта 1966 года. Имеет стационарные технические и стартовые комплексы всех типов отечественных ракет-носителей легкого и среднего класса (Союз-У, Союз-2, Рокот, Циклон, Космос, Тополь). Ведется строительство стартовых и технических комплексов для ракеты-носителя "Ангара". Обеспечивает основную часть космических программ, связанных с оборонными, народохозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых КА.
С 1970-х годов и до начала 1990-х космодром Плесецк удерживал мировое лидерство по числу запусков ракет в космос (с 1957 по 1993 год отсюда было осуществлено 1372 запусков, тогда как с находящегося на 2-м месте Байконура лишь 917). Однако с 1990-х годов ежегодное количество запусков с Плесецка меньше, чем с Байконура.

Сайт космодрома: http://www.plesetzk.ru  Есть описание в википедии.
Военно-космические войска – Плесецк «В контакте» - http://vk.com/club8574128
Неофициальный сайт города Мирный http://gazetamir.ru

 

РН «Ангара» - семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7») тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк»). Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ) (УРМ-1 — для первой ступени, УРМ-2 — для второй и третьей) — один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2), три — для носителя среднего класса («Ангара А3») и пять — для носителя тяжёлого класса («Ангара А5»).

Длина УРМ составляет 25,1 м, диаметр 2,9 м, масса с заправленным топливом 149 тонн. УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191.
Вместе с тем, основной целью создания «Ангары» была возможность для ГКНПЦ им. Хруничева занять почти весь российский рынок космических запусков, создав на основе УРМ единую замену для большинства существующих типов РН, созданных в СССР: — «Протон» (вместо него «Ангара» А5, А7), «Зенит-2» (производится на Украине, вместо него «Ангара А3»), «Циклон-2/3» (снят с производства на Украине, вместо него «Ангара А1.2») и «Космос-3М» (вместо него «Ангара А1.1»). Без замены оставалось бы только семейство ракет-носителей типа Р-7 (Союз/Молния) и небольшие носители.
В апреле 2012 года Центр судоремонта «Звёздочка» успешно провёл заводские испытания первого — агрегата лёгкого класса весом 197 т, из двух транспортно-установочных агрегатов, для стартовых комплексов РН «Ангара».  Оборудование предназначено для транспортировки и установки ракет лёгкого и тяжёлого классов на старте.

Первый запуск РН «Ангара» был запланирован с космодрома «Плесецк» на 2005 год.  Но затем он был многократно перенесён: на 2011 год, на 2012 год, 2013 год,  а теперь уже на 2014 год. На текущий момент это — девятый перенос первого запуска РН.
Первый запуск ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1» и первые лётные испытания космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» будут произведены не позднее 2013 года, сообщил журналистам 24 марта 2011 года официальный представитель Космических войск (КВ) РФ Алексей Золотухин.
Есть неплохое описание в Википедии.

Описание РН «Ангара» на сайте Хруничева - http://www.khrunichev.ru/main.php?id=44 

Фото: Арапов Александр (АСФ России), Васин Илья (Волгоград), Глухов Андрей (Волгоград), Голицин Александр (Новосибирск), Рахманова Оксана (Екатеринбург).
К некоторым фото есть комментарий, который открывается вместе с большим размером фото.

Небольшое видео (музей и стартовый комплекс "Ангара").

IMG_5719 IMG_5721 IMG_5724 IMG_5725
IMG_5726 IMG_5727 IMG_5728 IMG_5729
IMG_5730 IMG_5731 IMG_5732 IMG_5733
IMG_5734 IMG_5735 IMG_5736 IMG_5737
IMG_5743 IMG_5744 IMG_5745 IMG_5746
IMG_5747 IMG_5748 IMG_5749 IMG_5750
IMG_5751 IMG_5752 IMG_5753 IMG_5754
IMG_5754-2 IMG_5755 IMG_5756 IMG_5757
IMG_5758 IMG_5759 IMG_5760 IMG_5761
IMG_5762 IMG_5763 IMG_5764 IMG_5765
IMG_5765-2 IMG_5766 IMG_5767 IMG_5768
IMG_5769 IMG_5770 IMG_5771 IMG_5772
IMG_5773 IMG_5774 IMG_5775 IMG_5776
IMG_5777 IMG_5778 IMG_5779 IMG_5780
IMG_5781 IMG_5782 IMG_5783 IMG_5784
IMG_5785 IMG_5786 IMG_5787 IMG_5788
IMG_5789 IMG_5790 IMG_5791 IMG_5792
IMG_5793 IMG_5794 IMG_5795 IMG_5796
IMG_5797 IMG_5798 IMG_5799 IMG_5800
IMG_5801 IMG_5802 IMG_5803 IMG_5804
IMG_5805 IMG_5806 IMG_5807 IMG_5808
IMG_5809 IMG_5810 IMG_5811 IMG_5812
IMG_5813 IMG_5814 IMG_5815 IMG_5816
IMG_5817 IMG_5818 IMG_5819 IMG_5820
IMG_5821 IMG_5822 IMG_5824 IMG_5825
IMG_5826 IMG_5827 IMG_5828 IMG_5829
IMG_5830 IMG_5831 IMG_5832 IMG_5833
IMG_5834 IMG_5835 IMG_5836 IMG_5837
IMG_5838 IMG_5839 IMG_5840 IMG_5841
IMG_5842 IMG_5843 IMG_5844 IMG_5845
IMG_5846 IMG_5847 IMG_5848 IMG_5849
IMG_5850 IMG_5851 IMG_5852 IMG_5853
IMG_5854 IMG_5855 IMG_5856 IMG_5857
IMG_5858 IMG_5859 IMG_5860 IMG_5861
IMG_5862 IMG_5863 IMG_5864 IMG_5865
IMG_5866 IMG_5867 IMG_5868 IMG_5869
IMG_5870 IMG_5871 IMG_5872 IMG_5882
IMG_5883 IMG_5884 IMG_5885 IMG_5886