ВОЛГОГРАД
Немного истории.
Царицын – Сталинград – Волгоград на протяжении более чем 400 лет играет важную роль в истории Российского государства.
Заложенный в 1589 году как сторожевая крепость южных рубежей России, Царицын был свидетелем многих исторических событий. Под его стенами бушевали повстанческие армии Степана Разина, Кондрата Булавина, Емельяна Пугачева и других вождей крестьянского движения. Царицын был в числе первых городов, которые вслед за Петроградом подняли Красное знамя Октября. По темпам экономического развития Царицын обогнал многие уездные города России, уже к началу ХХ века став крупным торгово-промышленным центром Нижней Волги.
В довоенные годы страна знала Сталинград как растущий индустриальный центр. На северной окраине города в рекордно короткий срок был простроен первый в СССР тракторный завод. Вступила в строй крупная по тому времени тепловая электростанция, закончено строительство судостроительного завода. Накануне второй мировой войны Сталинград давал 40% всех тракторов страны, третью часть качественных сталей, его деревообрабатывающие заводы снабжали крепёжным лесом шахты Донбасса, отправляли продукцию на экспорт. Значительно увеличился грузооборот железнодорожного узла, речного порта. Быстро стало развиваться и авиационное сообщение – самый молодой вид транспорта.
Город играл большую роль в экономике страны, перспективы его дальнейшего развития также были значительными. Но все оборвала война. Двести дней и ночей не утихала битва за город, не имевшая равных в мировой истории. Сталинградской битве суждено было стать одной из самых тяжелых страниц в истории Великой Отечественной войны и одной из самых значимых. 2 февраля 1943 года здесь был остановлен бешеный натиск отборных дивизий Гитлера, положивший начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны.
Подвиг, совершенный в Сталинграде, останется в нашей памяти навсегда. Причем не только подвиг бойцов, отстоявших город, но и подвиг сталинградцев, отстроивших его. Бывший посол США в Советском Союзе Дэвис, увидев развалины улиц и заводских корпусов, сказал: «Этот город мертв, и вы его не восстановите». Но Сталинград восстал из руин вопреки всем ожиданиям.
Площадь Дзержинского сильно пострадала в дни Сталинградской битвы. Территория Сталинградского тракторного завода представляла собой груду искореженного металла. Памятник Дзержинскому, расположенный на площади, был поврежден осколками снарядов и мин, взрывами бомб, однако выстоял всю битву. Сейчас этот памятник имеет историческое значение как один из немногих сохранившихся в городе с довоенного времени.
В годы Великой Отечественной войны основной продукцией Сталинградского тракторного были грозные «Т-34». Одна из этих боевых машин стоит на постаменте в центре площади Дзержинского, перед центральной проходной завода.
Танк был установлен в 1943 году как памятник в честь боевых и трудовых подвигов рабочих Сталинградского тракторного завода. С 1949 года танк перенесен на постамент. Свой нынешний вид памятник принял в 1978 году, когда была произведена его реконструкция.
В середине сентября 1942 года создалась угроза прорыва противника к Волге в районе площади 9 января (ныне площадь им. Ленина). Решено было превратить в опорные пункты два четырехэтажных дома, расположенных параллельно на площади 9 января. Захватив один из домов и усовершенствовав его оборону, гарнизон из 24 человек под командованием сержанта Якова Павлова в течение 58 дней удерживал его и не отдал врагу.
В 1965 г. по проекту скульпторов П. Л. Малкова и А. В. Голованова на торцевой стене дома со стороны площади им. В. И. Ленина сооружена мемориальная стена-памятник в честь боевого подвига защитников Сталинграда.
4 мая 1985 г. состоялось торжественное открытие второй мемориальной стены-памятника на торцевой стене дома, теперь со стороны улицы Советской (см. фото), посвященного трудовой доблести строителей бригады А. М. Черкасовой, которая восстанавливала разрушенный дом в 1943 — 1944 гг. Надпись на мемориальной стене: «В этом доме слились воедино подвиг ратный и трудовой». Авторы: архитектор В. Е. Масляев и скульптор В. Г. Фетисов.
Современный Волгоград - это крупный промышленный, административный, культурно-просветительный и учебный центр, население которого достигло миллиона человек. В городе мощный многоотраслевой промышленный комплекс, включающий свыше 130 заводов, фабрик и производственных объединений. Кроме того, Волгоград еще и город-памятник. Здания царицынской застройки, мемориалы, посвященные историческим событиям, памятные места и достопримечательности города бережно хранят свидетельства прошлого.
Достопримечательности
Ворота в город
Железнодорожный вокзал
Первый вокзал в Царицыне был деревянный. Позднее было возведено кирпичное здание.
В ходе ожесточенных боев в дни Сталинградской битвы здание вокзала было разрушено. В 50-х годах на этом месте было построено ныне существующее здание. Проектировалось оно Волгоградским филиалом Дорпроекта Приволжской железной дороги в 1950—1953 гг. Авторы проекта архитекторы А.В. Куровский и С.3. Брискин, инженер-конструктор А.Ф. Кадильникова. Строительство осуществлялось Главжелдорстроем МПС с июля 1951 по май 1954 г. 2 июня 1954 года здание было сдано в постоянную эксплуатацию.
Трехэтажное здание с цокольным этажом венчается башней со шпилем. Стены кирпичные, перекрытия железобетонные. Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, частично оштукатурены; стены в интерьере преимущественно облицованы мрамором. Потолки в залах отделаны лепными карнизами, кессонами, розетками. Росписи, посвященные героике войны и мирного труда, выполнены художниками Я. Скрепковым, В. Крыловым, Д. Мерпертом. Скульптурные группы и барельефы в комплексе вокзала выполнены скульпторами М. Д. и Н. А. Павловскими и В. Н. Безруковым.
Здание решено в монументальных формах архитектуры послевоенных лет. Оно формирует Привокзальную площадь и является завершающим акцентом анфилады площадей от набережной Волги и застройки всей центральной части города-героя.
В 1997 году здание железнодорожного вокзала признано памятником архитектуры.
Речной вокзал
На Центральной набережной располагается здание Волгоградского речного вокзала. Это – крупнейшее сооружение подобного типа в Европе; длина здания практически равняется длине Красной площади в Москве и составляет 296 м, ширина – 36 м, а высота по верхней точке – 47 м. К вокзалу одновременно могут причаливать 6 теплоходов. Зал ожидания рассчитан на 700 человек, и порт, наверное, еще «не забыл» те времена, когда он был крупнейшим по пассажирскому грузообороту портом на Волге.
В здании речного вокзала расположен также центральный концертный зал города.
Аэровокзал
Международный аэропорт "Волгоград" работает в круглосуточном режиме, имеет асфальтобетонную взлетно-посадочную полосу, способен принимать воздушные суда 3-4 класса и вертолеты всех типов.
Автовокзал
Центральный автовокзал Волгограда является конечной остановкой многих внутриобластных и междугородних автобусных маршрутов. Из Волгограда автобусом можно доехать до Москвы, Воронежа, Саратова, Астрахани и других городов.
Исторические места и памятники
В центре Волгограда, в обрамлении стройных тополей находится Аллея Героев. С нею связаны все героические страницы истории города.
____ ______
8 февраля 1920 года на Александровской площади состоялся большой траурный митинг, в память о погибших ее переименовали в Площадь Павших борцов. На братской могиле был воздвигнут деревянный обелиск. В период Сталинградской битвы площадь стала ареной ожесточенных боев. 4 февраля 1943 года на Площади Павших борцов прошел митинг победителей, в братской могиле были захоронены остатки более ста защитников Сталинграда. На месте их погребения высится 26-метровая стела из черного и красного гранита.
1 февраля 1963 года на Площади Павших борцов был зажжен Вечный огонь в память о мужестве и героизме, которые оставили отцы своим сыновьям и внукам на века.
И люди называют этот огонь Священным. Наверное, потому, что всему живому он дает жизнь, крепость, вдыхает новые силы.
В октябре 1965 года вышло Постановление Бюро Волгоградского городского комитета комсомола «Об установлении Поста №1 у Вечного огня в целях усиления работы по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения». Это был первый Пост в нашей стране. Прямо из зала театра музыкальной комедии, вслед за солдатом-разводящим, четко печатая шаг, отправились на Пост первые часовые. Это были ученики 7А класса школы №9 Саша Воробьев и Боря Школьников. Формы не было, зато были карабины. Пусть учебные, но с виду совсем, как настоящие. А в декабре 1965 года Пост №1 закрыли…
27 апреля 1966 года на Посту вновь стояли мальчишки с карабинами, только уже в форме. Свое желание нести службу вместе с мальчишками заявили и девчонки.
В 1986 году волгоградский комсомольско-пионерский Пост №1 был занесен в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ за большой вклад в героико-патриотическое воспитание, активную поисковую деятельность и в связи с 20-летием со дня установления.
А в 1991 году Пост был снова закрыт. Целых 8 лет на Аллее Героев не были слышны твердые шаги ребят. Долго не могли привыкнуть волгоградцы к тому, что не видят они у могилы героев юных часовых, которыми так гордился город.
13 мая 1999 года вышло Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда «Об открытии Поста №1 у Вечного огня на Площади Павших борцов». 6 сентября этого же года на Пост №1 вновь заступил Почетный караул. Это были ребята из школы №96 Дзержинского района.
Клятва часового Поста №1:
Заступая в Почетный караул на Пост №1 у Вечного огня города-героя Волгограда,
- клянусь свято хранить память о тех, кто отдал жизнь за мою Родину;
- клянусь мужественно, как подобает достойному сыну России, охранять их покой;
- клянусь крепко держать оружие наших дедов – защитников Сталинграда.
Если же я нарушу эту клятву, пусть меня постигнет суровое осуждение товарищей и презрение волгоградцев.
Более 100 тысяч волгоградцев прошли школу Поста за 35 лет. «Я – постовец!» - это звучит гордо!
В настоящее время в Центре «Пост №1» работают кружки: военная история, клуб патриотической песни, юных туристов, военной медицины, юных экскурсоводов, поисковый отряд «ВЗРЫВ». Ежегодно Пост №1 является инициатором месячника героико-патриотической работы, посвященной Дню Защитника Отечества и годовщине Победы под Сталинградом.
Мамаев курган – главная высота России, священное место для россиян. Воздвигнутый на нем памятник – гигантский и величественный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане – запечатлел эпопею о мужестве и бесстрашии защитников Сталинграда в сражении, ставшим переломным в Великой Отечественной войне.
Cвоё название Мамаев курган получил во времена татаро-монгольского нашествия – так говорится в путеводителях по Мамаеву кургану. Уже тогда курган был стратегически важной высотой – на его вершине располагалась застава, учреждённая ханом Мамаем. Сторожевой дозор охранял от внезапных нападений столицу ханства Сарай-Берке, хан посылал около сотни отборных воинов из своей личной охраны для несения службы на кургане. Однако сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» считают иначе.
По их мнению, никаких постоянных караулов и застав хана Мамая в этой местности не было. «До войны местные жители называли эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло». Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала Е.В. Вучетича.
В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган, господствующий над центральной частью города, являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, так как позволял тому, кто контролировал вершину Мамаева кургана, контролировать почти весь город, Заволжье, переправы через Волгу. «Высота 102» – обозначение Мамаева кургана на военно-топографических картах – с тех пор известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых боев второй мировой войны. Но не менее (а по некоторым данным – и более) ожесточённые бои велись и на других участках обороны города – на Лысой горе, в «овраге смерти» (западнее завода «Красный Октябрь»), на «острове Людникова», на «берегу Родимцева»...
Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.
После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек (позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный монумент – Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве). Именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел – на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года.
Мамаев курган после окончания боев
Идея сооружения монумента в память о великом сражении возникла почти сразу после окончания битвы. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве (который также стал начальным этапом рождения панорамы «Сталинградская битва»). Были предложены разнообразные варианты – от простого танка на постаменте до сохранения разрушенного, мёртвого Сталинграда в виде огромного памятника Битве. Но мёртвый город не может быть памятником Великой Победе.
Высказывались также предложения, что перекопанный траншеями и нашпигованный смертоносным металлом, Мамаев курган мог сам по себе стать памятником, но еще при Сталине стало ясно, что в Сталинграде должен появиться большой мемориальный комплекс. Говорят, что Сталин и выбрал его будущего автора – Евгения Вучетича. И в 1959 году на Мамаевом кургане началось грандиозное строительство.
Постановление Совета Министров РСФСР о строительстве памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане вышло в 1958 году. Проектирование ансамбля было поручено Сталинградпроекту, а строительство – Сталинградгидрострою, который за годы строительства Волжской ГЭС приобрел большой опыт выполнения бетонных работ, так необходимый при постройке уникального комплекса на Мамаевом кургане.
Грандиозный масштаб и сложность композиции задуманного ансамбля потребовали больших сроков для его осуществления. Сооружение комплекса началось в мае 1959 года, а закончено было 15 октября 1967 года, когда памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был торжественно открыт. Это самый крупный монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Общая площадь архитектурно-скульптурного комплекса на Мамаевом кургане составляет 26 га. Здесь впервые в практике сооружения монументов был применён железобетон.
Мамаев курган – это объемно-пространственная архитектурно-скульптурная композиция, объединённая общим замыслом, общей идеей. Протяжённость комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км. Памятник состоит из архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. Следуя в одном направлении, один уровень сменяется другим, по мере подъёма раскрываются все новые элементы композиции.
Над проектом Мамаева кургана работал коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Е.В. Вучетича, главным военным консультантом был маршал Советского Союза В.И. Чуйков, в Великую Отечественную войну командующий 62-й армией.
Мамаев курган
«... Сейчас ансамбль завершён. За этим – 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине.
Памятник героям Сталинградской битвы – это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. ... Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы.» Е.В. Вучетич
Со дня открытия Мамаев курган успел заметно измениться. К 50-летию Победы было открыто воинское мемориальное кладбище, на котором перезахороняют останки защитников Сталинграда, которые продолжают находить поисковые отряды. В 2005 году у мемориального комплекса на Мамаевом кургане появился свой храм – храм Всех Святых. В январе 2008 года памятник-ансамбль был передан в федеральную собственность (для чего был административно объединён с музеем-панорамой «Сталинградская битва»), что позволило в разы увеличить финансирование, и сейчас у нового руководства Мамаева кургана появилась возможность продолжать развитие. В частности, одним из приоритетов является открытие на Мамаевом кургане выставочного зала, посвященного сражению на Мамаевом кургане – экспонатов для него в музее-панораме «Сталинградская битва» уже накопилось предостаточно. Другим направлением развития памятника-ансамбля «Мамаев курган» является обустройство и открытие для широкой публики малоизвестных мест на Мамаевом кургане, таких как родник жизни, дзоты.
В 2008 году Мамаев курган стал одним из чудес нашей страны, победив в финале конкурса «7 чудес России», организованном газетой «Известия», ВГТРК и радиостанцией «Маяк».
Основные композиции:
Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
Аллея пирамидальных тополей
Площадь «Стоявших насмерть»
Стены-руины
Площадь Героев
Монументальный рельеф
Зал Воинской славы
Площадь Скорби
Главный монумент «Родина-мать зовет!»
Воинское мемориальное кладбище
Под руководством архитектора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (1959—1967).
От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.
Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.
«Родина-мать» сделана из блоков железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.
От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.
Авторы запроектировали, а строители выполнили, строго по заданному количеству, 200 ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей.
Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» 31 января 2008 года был включён в перечень федеральных памятников и с тех пор находится в федеральной собственности. Для передачи в ведение Роскультуры его объединили с музеем-панорамой «Сталинградская битва». Директором государственного учреждения назначен Александр Величкин, много лет возглавлявший областной комитет по культуре.
Барельеф
Композиция скорбящей матери с умершим воином на руках
Могила маршала Чуйкова
Вечный огонь
Смена караула
В Красноармейском районе находится первый шлюз Волго-Донского судоходного канала. Русский народ давно мечтал о соединении Волги и Дона, об исправлении «ошибки» природы. Именно в нашем регионе две крупные реки сближаются на расстояние неполной сотни километров, а их притоки – и того меньше. Первая попытка прорыть канал между этими двумя реками относится к середине XVI века. В 1569 турецкий султан Селим II, снарядивший поход на Астрахань, направил войско вверх по Дону, где 22000 солдат при большом количестве рабочих лошадей начали рыть канал. Но через месяц работы были остановлены. Как утверждают летописцы, турецкие солдаты «с великой бранью» заявили, что даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать.
Работы по строительству канала предпринимались и при Петре I. Был составлен план канала между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. В 1697 начались земляные работы. Ими руководил сначала иностранный «специалист» Иоганн Бреккель, а затем английский инженер Перри. В 1701 работы были прекращены в связи с тем, что все внимание Петра в это время было приковано к военным событиям на Севере – борьбе со Швецией. Свыше 30 проектов соединения Волги с Доном было разработано до 1917 года. Сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Все эти проекты можно разделить на 3 группы: северную (соединение притоков Оки с притоками Дона), среднюю, объединявшую проекты строительства канала в районе наибольшего сближения Волги и Дона, и южную, намечавшую соединение устьев Волги и Дона или непосредственно Каспийского и Азовского морей. В наше время северные проекты не представляют никакого интереса, кроме исторического, так как все они основывались на соединении мелководных рек, непригодных для плавания современных судов. Неудовлетворительными были и южные проекты. Их недостатки – слишком растянутая трасса каналов и высокая стоимость строительства. Наиболее рациональными были проекты средней группы. В конце прошлого века проводились изыскательские работы. Перед Первой мировой войной о необходимости соединения Волги и Дона в российских торговых и промышленных кругах заговорили снова. Однако не нашлось компании, которая рискнула бы оплатить строительство. Неоценимый вклад в дело изучения междуречья Волги и Дона и выбора трассы внес русский гидротехник Нестор Платонович Пузыревский. В 1910–1912 гг. он разработал проект Волго-Донского канала, который может быть отнесен к числу лучших творений русской гидротехнической мысли. Но, не имея средств и не получив ниоткуда поддержки, он не смог даже обработать и опубликовать свои материалы. Но, если бы даже произошло чудо, и канал был бы тогда построен, проблема судоходства при тогдашнем состоянии Волги и Дона не была бы решена. Движение судов могло бы проходить только в весеннюю пору, когда реки многоводны. Для строительства канала нужна была коренная реконструкция рек.
В 1920 началась разработка плана ГОЭЛРО, и проблема Волги и Дона вновь была рассмотрена комплексно, с учетом многих равноправных составляющих: транспортной, энергетической, мелиоративной, рыбохозяйственной. В 30-е годы был составлен проект Волго-Донского судоходного канала, но его осуществлению помешала война. Работы по проекту были продолжены в 1943 году, их возглавил академик Жук. В 1948 г. схема Волго-Донского комплекса была утверждена Советом министров СССР. В феврале 1948 начались строительные работы. На стройку приехали тысячи людей. Не все приехали добровольно. Волго-Дон строился «врагами народа», осужденными по 58 статье. Канал был построен всего за 4,5 года, мировая практика гидростроительства еще не знала таких темпов. Панамский канал, длиной 81 км, при таком же объеме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился 10 лет 11 месяцев. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами соединились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя В.И. Ленина.
Канал начинается в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается в районе города Калач-на-Дону. Его протяженность составляет 101 км. Питается канал донской водой, так как Дон лежит выше уровня Волги на 44 метра. На трассе канала построено 13 шлюзов. Чтобы теплоход попал из Волги в Дон, он должен девятью шлюзами подняться на 88 метров, пройти водораздельный участок и по четырем шлюзам опуститься на 44 метра к Дону. На это тратится 10–12 часов. Расстояние между шлюзами различно: от 700–800 метров до 20 км. Это зависит от рельефа местности. Волжский склон более крутой, поэтому шлюзы расположены близко друг к другу. Донской склон более пологий, там оказалось достаточно построить 4 шлюза. В районе станицы Цимлянской была построена плотина, она перекрыла течение Дона и дала возможность создать искусственное водохранилище – Цимлянское. Системой насосных станций воду поднимают на водораздел, откуда она самотеком идет на волжский и донской склоны в трассу канала. 1-й и 13-й шлюзы оформлены триумфальными арками. Вдоль трассы канала созданы поселки, в которых живут рабочие, обслуживающие канал. Волго-Донской судоходный канал соединил 5 морей: Балтийское, Белое, Азовское, Черное, Каспийское и связал между собой речные пути Волжского, Северо-Западного, Донского и Днепровского бассейнов. Канал прошел по засушливым степям и принес живительную влагу полям Волгоградской и Ростовской областей.
У входа в канал на Сарпинском полуострове в 1953 г. поставлен маяк высотой 26 метров. Стены его украшены чугунными рострами – изображениями носовых частей старинных судов. На стене, обращенной к Волге, надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918–1919 гг., Сталинграда – в 1942–1943гг.» Автор проекта - архитектор Р. А. Якубов.
От первого шлюза Волго-Донского судоходного канала набережная ведет нас к монументу Ленина. Когда был открыт канал, на высоком постаменте был установлен памятник И.В. Сталину. Монумент был сооружен в кратчайшие сроки, на отливку фигуры вождя пошла самородная медь, добытая по спецзаказу Управлением медных месторождений Алмалыка и Джезказгана. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги, провожал и встречал теплоходы, ему возлагали венки, громко звучали торжественные речи и тихо произносились проклятия. В ходе процесса десталинизации, начатого 20 съездом в 1961 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной. Вопрос был поднят на коллегии Министерства культуры России, и на старом пьедестале было решено создать новый монумент, но уже В.И. Ленину. 22 апреля 1973 он был установлен. Высота скульптуры, выполненной из монолитного железобетона, 27 метров, высота постамента – 30 метров. Авторы памятника – скульптор Е.В. Вучетич и архитектор В.А. Делин.
Театры
Донской казачий театр
Государственный Донской казачий театр (ГДкт) основан в декабре 1992 года. Основателем и художественным руководителем является Владимир Иванович Ляпичев, актёр и режиссёр.
ГДкт – единственный в России профессиональный драматический театр, в своём творчестве опирающийся на многовековую историю казачества и возрождающий забытые казачьи традиции, песни, танцевальное и театральное наследие.
Труппа театра представлена профессиональными актёрами, певцами, музыкантами, артистами балета.
В репертуаре театра на сегодняшний день более 20 спектаклей, адресованных как взрослой, так и детской аудиториям. В основном, это – спектакли, поставленные на казачью тематику по пьесам таких авторов, как В. Шукшин, А. Серафимович, Д. Мордовцев, Петров – Бирюк, М. Шолохов, П. Ершов, Б. Хмельницкий, Ю. Войтов, В. Ляпичев.
За всё это время театр успешно гастролировал в ряде регионов и городов России и СНГ. Спектакли театра вызывают интерес и доброжелательные отклики самой разной зрительской аудитории.
Муниципальный музыкальный театр
Год образования муниципального музыкального театра – 1932-й. До этого времени в городе не было постоянной труппы оперетты, существовало Нижне-Волжское театральное объединение, которое обслуживало Саратов, Сталинград и Астрахань. Спектакли давались в основном в летнее время – на открытых площадках, в театре "Конкордия" или в помещении драматического театра. Но выездной театр уже не удовлетворял вкусы Сталинградской публики. В сентябре 1932 года началось формирование труппы Сталинградского театра музыкальной комедии. Новый театр, сразу полюбившийся зрителям, свою творческую жизнь начал в старинном здании театра "Конкордия", располагавшегося на живописном берегу реки Царица. Здесь театр работал до осени 1941 года, а когда здание было занято для военных нужд, труппа переехала в Сталинградский ТЮЗ (в наши дни на этом месте – магазин "Пионер"), где попеременно давались спектакли ТЮЗа и музыкальной комедии. Оба эти здания не удались восстановить, они были полностью разрушены во время сталинградских боев.
Вернувшийся из эвакуации в 1947 году, театр был принят Сталинградским тракторным заводом. Переоборудованное здание одного из цехов ФЗУ служило зрителям и артистам вплоть до 1952 года. Свой 20-й юбилейный сезон труппа театра открывала в новом здании на Набережной Волги, где и получила свою "постоянную прописку".
60-70-ые годы по праву считаются "золотым веком" волгоградской оперетты. С театром активно сотрудничают советские авторы, пьесы пишутся именно на творческий состав театра.
В 1995 году театр реорганизован в Волгоградский муниципальный музыкальный театр. В этом же году театр открылся после длительной реконструкции здания. Учредителем театра является Управление культуры администрации Волгограда.
Новый экспериментальный театр
Новый экспериментальный театр (НЭТ) открылся в Волгограде в 1989 году. Основатель и художественный руководитель НЭТа Отар Джангишерашвили привел с собой молодую актерскую команду, и вместе они пошли на чрезвычайно смелый, по тем временам, шаг: решительно поломали устоявшиеся организационные формы театра. Они, первыми в России, начали работать на невиданных тогда контрактных условиях. Эксперимент заставил причастных к нему (а это вся труппа театра) проникнуться высокой личной ответственностью за дело, не позволял самоуспокаиваться и стимулировал кропотливую каждодневную работу над повышением профессионального мастерства. Без этого невозможно было воплотить новые творческие задачи.
Наряду с ломкой устоявшихся организационных схем, Новый экспериментальный театр активно повел поиск современных форм общения со зрителем, который заметно охладел к театральной рутине, царившей тогда на сцене. И здесь успех сопутствовал дерзким экспериментаторам.
Сегодня афиша НЭТа включает более тридцати спектаклей. Гоголь, Лермонтов, Островский, Толстой, Шекспир, Мольер – великие имена, великие идеи, великий язык! В сущности, за очень короткое время возник и расцвел театр серьезной мысли и современной формы.
Театр кукол
Первый спектакль самодеятельного театра кукол состоялся 1 ноября 1936 года в небольшом клубе лесозавода им. Куйбышева. Позднее комиссией Сталинградского отдела искусств театр был признан как профессиональный творческий коллектив и согласно приказа от 19 апреля 1937 года был передан в ведение Сталинградского ТЮЗа. Лишь с 1 февраля 1940 года театр кукол выделился в самостоятельную творческую единицу.
В сентябре 1956 года состоялось торжественное открытие стационарного помещения для Сталинградского театра кукол, где он размещается и по сей день. Репертуар театра разнообразен по темам, жанрам, художественным решениям. Основу его составляют спектакли по русским народным и зарубежным сказкам.
Ни одно сколько-нибудь значительное мероприятие городского, областного масштаба не проходит без участия Волгоградского областного театра кукол. Это различные юбилеи, бенефисы, благотворительные детские праздники и т.д. Театр регулярно выступает с концертами, шефскими спектаклями, охотно проводит творческие встречи в школах, детских садах, детских центрах досуга, в музеях, в библиотеках.
Несмотря на свой возраст, Волгоградский театр кукол полон новых творческих планов и желания, как можно чаще радовать своих зрителей интересными постановками.
Театр юного зрителя
Волгоградский театр юного зрителя открылся 22 марта 1970 года. Его долго строили - сначала как спортивное сооружение, затем как Дворец культуры, и лишь на последнем этапе под давлением общественности здание начали переделывать как детский театр. Автором последнего проекта стала архитектор Г. Кривкина, художественное оформление фасада здания и интерьеров осуществили волгоградские художники Н. Павловская, А. Бровко, Е. Обухов, В. Ли, А. Мамонтов, Г. Ханов.
Через 30 лет, в начале 2000 года, по инициативе директора ТЮЗа Б.В. Немны началась масштабная реконструкция здания театра, которая частично изменит его внешний облик, а также расширит и приведет в достойный, современный вид внутренние помещения.
Первый этап реконструкции включает в себя обновление административной части, зрительских фойе и буфетов, а также переоборудование двух малых сцен (одна из них для театра-студии “Альтер-эго”). Следом строители переместятся на большую сцену и в зрительный зал. Третий, последний этап коснется вспомогательных, технических цехов и предполагаемой гостиницы для приезжих творческих работников.
Авторами нового проекта Волгоградского ТЮЗа являются архитектор Ю. Коссович и художник-дизайнер А. Шумилин. Особенность данной реконструкции заключается в том, что её процесс, хотя и затрудняет, но не останавливает творческого процесса. Коллектив продолжает трудиться, а зрители регулярно посещают спектакли театра.
Вузы
Волгоградская академия государственной службы (ВАГС) - за 10 лет в академии подготовлено более 2200 высококвалифицированных специалистов для государственных и муниципальных органов власти: менеджеров, юристов, экономистов, политологов.
На базе ВАГС прошли профессиональную переподготовку и повысили свою квалификацию около 4000 государственных и муниципальных служащих из Астраханской и Волгоградской областей, Республики Калмыкия. Выпускники академии сегодня успешно трудятся в 30 регионах России, Ближнего и Дальнего зарубежья, среди них - главы администраций, мэры и вице-мэры городов, руководители федеральных и государственных органов власти. Академия – активный участник международного сотрудничества: преподаватели ВАГС проходят стажировку в Германии, Франции, Англии, Канаде; в копилке академии гранты Канадского правительства и Саскачеванского университета (Канада), фондов “Евразия”, Сороса, Форда.
Волгоградская архитектурно-строительная академия (ВГАСА) - включает в себя шесть отраслевых институтов, на 11 факультетах которых обучается около 9000 студентов.
Ежегодно ВолгГАСА выпускает около 2800 дипломированных специалистов, бакалавров и магистров. Академия входит в состав Ассоциации строительных высших учебных заведений (АСВ), активно сотрудничает с вузами ближнего (Казахстан) и дальнего (США, ФРГ) зарубежья в области образования.
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК) – готовит специалистов с присвоением академической степени бакалавра, специалиста, магистра физической культуры (в зависимости от пройденной программы обучения)
и правом работы в дошкольных и школьных учреждениях; в высших и средних специальных заведениях; в детско-юношеских спортивных школах; в учреждениях массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма; в социальной сфере.
Волгоградская медицинская академия (ВМА) - за последние 5 лет вуз прочно обосновался в первой десятке рейтинга российских медвузов.
На сегодняшний день Волгоградская медицинская академия насчитывает своем составе 5 факультетов, 2 НИИ, более 50 кафедр и курсов, клинические больницы и базовые аптеки. ВМА является одним из крупнейших региональных научных центров России. Кроме того, здесь постоянно повышают свою квалификацию врачи из самых дальних уголков России и стран ближнего зарубежья. Высокий уровень преподавания, наличие гостиницы и достаточно невысокие цены на продукты привлекают много врачей на курсы повышения квалификации.
Волгоградский государственный педагогический университет (ВГПУ) – готовит специалистов по следующим направлениям:
физико-математическое образование, естественнонаучное образование, филологическое образование, социально-экономическое образование, технологическое образование, педагогика, художественное образование.
Волгоградский государственный технический университет (ВГТУ) - это многопрофильное учебное заведение, готовящее высококвалифицированные кадры специалистов для различных отраслей экономики и науки.
Ученые университета вносят большой вклад в развитие фундаментальных и прикладных научных исследований. Ряд научных школ, сложившихся в университете, широко известны в стране.
Волгоградский государственный университет (ВолГУ) - является членом трех Ассоциаций: Евразийской Ассоциации Университетов, Ассоциации Классических Университетов России и Международной Ассоциации Преподавателей Русского Языка и Литературы.
В его структуру входят одиннадцать факультетов, филиалы в городах Волгоградской и Астраханской областей. Кроме того, в университете созданы четыре научно-исследовательских института и ряд научно-исследовательских и студенческих лабораторий. В университете работают 17 заслуженных деятелей науки, почетных и заслуженных работников высшей школы Российской Федерации, более 30 членов различных общественных академий наук России. Почетными докторами университета являются известные ученые и политические деятели США, Германии, России. В университете возрождаются попечительские традиции, создан и успешно работает Попечительский совет, объединяющий усилия представителей деловых кругов и государственных структур, направленные на поддержку вуза.