Изменение стратегии в преподавании физики
Гончарова Лариса Михайловна
Средняя школа №11 г. Красноярска
(план пленарного доклада)
Среди актуальных проблем современности есть проблема
стратегии образования.
В последнее время много говорится о кризисе
образования и мерах борьбы с ним. Но это состояние ни борьбы, ни мира вряд ли
существенным образом изменится, если не изменится его философская компонента.
Мы хотим целостного образования (в смысле образования
и воспитания целостного человека), а стоять хотим на старом философском
фундаменте. Такая эклектика такой грандиозной проблемы решить не может даже
потенциально.
Учителя с большим стажем не хотят и слышать о
ноосферологии, т. е. о науке, в которой преобладает не ум одного, даже и
гениального человека, а интегральный ум человечества, который и может подняться
до решения глобальных проблем, к числу которых можно отнести и современное
образование. Они по-прежнему хотят преподавать "чистую физику", меняя
лишь тактические шаги, но не стратегию.
Для решения таких масштабных проблем должны
привлекаться объединительные идеи, которые помогут преодолеть главное -
междисциплинарные барьеры в преподавании определенных дисциплин.
Все школьные дисциплины должны быть пронизаны
следующими философскими закономерностями, так называемыми эмпирическими
обобщениями:
1)
Всё, что нас окружает, и
мы сами есть частицы одного целого - Вселенной
2)
Вселенная представляет
собой единую саморазвивающуюся систему
3)
Любая система
эволюционирует
4)
Во всех процессах во
вселенной неизбежно существуют случайные факторы, приводящие к неопределенности
их протекания
5)
Во Вселенной царствует
наследственность
6)
В мире неживой, живой и
мыслящей материи действуют законы, являющиеся принципами отбора
7)
Техногенная цивилизация
неизбежно ведет к "бегству от естества"
8)
Все знания служат
включенности человека в Природу
Науке последних лет удалось многое, в том числе включить естествознание (разумеется, и физику) в единую общепланетарную культуру.
Главной задачей преподавания физики, как и других
дисциплин - не остаться в стороне от столбовой дороги общего развития науки, не
остаться изолированной от общей эволюции Вселенной.