Изменение стратегии в преподавании физики

Гончарова Лариса Михайловна

Средняя школа №11 г. Красноярска

(план пленарного доклада)

 

Среди актуальных проблем современности есть проблема стратегии образования.

В последнее время много говорится о кризисе образования и мерах борьбы с ним. Но это состояние ни борьбы, ни мира вряд ли существенным образом изменится, если не изменится его философская компонента.

Мы хотим целостного образования (в смысле образования и воспитания целостного человека), а стоять хотим на старом философском фундаменте. Такая эклектика такой грандиозной проблемы решить не может даже потенциально.

Учителя с большим стажем не хотят и слышать о ноосферологии, т. е. о науке, в которой преобладает не ум одного, даже и гениального человека, а интегральный ум человечества, который и может подняться до решения глобальных проблем, к числу которых можно отнести и современное образование. Они по-прежнему хотят преподавать "чистую физику", меняя лишь тактические шаги, но не стратегию.

Для решения таких масштабных проблем должны привлекаться объединительные идеи, которые помогут преодолеть главное - междисциплинарные барьеры в преподавании определенных дисциплин.

Все школьные дисциплины должны быть пронизаны следующими философскими закономерностями, так называемыми эмпирическими обобщениями:

1)      Всё, что нас окружает, и мы сами есть частицы одного целого - Вселенной

2)      Вселенная представляет собой единую саморазвивающуюся систему

3)      Любая система эволюционирует

4)      Во всех процессах во вселенной неизбежно существуют случайные факторы, приводящие к неопределенности их протекания

5)      Во Вселенной царствует наследственность

6)      В мире неживой, живой и мыслящей материи действуют законы, являющиеся принципами отбора

7)      Техногенная цивилизация неизбежно ведет к "бегству от естества"

8)      Все знания служат включенности человека в Природу

Науке последних лет удалось многое, в том числе включить естествознание (разумеется, и физику) в единую общепланетарную культуру.

Главной задачей преподавания физики, как и других дисциплин - не остаться в стороне от столбовой дороги общего развития науки, не остаться изолированной от общей эволюции Вселенной.