Анкетирование как форма контроля учебного процесса

Мишина Татьяна Олеговна
Рязанская государственная сельскохозяйственная академия

Научный руководитель: Пащенко Василий Михайлович, Д.б.н. (агрофизика)
Соавторы: Глазков Александр Васильевич

Успех учебного процесса зависит от эффективности двусторонних связей преподаватель-студент. Их укрепляют и совершенствуют нестандартные методы контроля- рейтинговые формы, аттестации, коллоквиумы и т.д. Они дают более высокий эффект, если их дополнить методикой проведения анонимного анкетирования студентов, особенно на факультетах инженерных специальностей.

Какая цель при этом преследуется? Лучше и многостороннее познать студентов, их умственные способности и возможности, уровень педагогического мастерства преподавателя. Поэтому на кафедре физики РГСХА разработаны методики проведения трёх опросов. Анкеты анонимной беседы объёмные. Они включают 24-29 вопросов.

Первое анкетирование проводится, когда лектор впервые встречается со студентами (на первой лекции). Условно его назвали "Кто к нам пришёл". Второе проводится через семестр. Оно позволяет выяснить, как респондент "акклиматизировался" к данной дисциплине, что ему помогает, а что мешает, что желательно изменить в учебном процессе. Эту анкету условно назвали "Учебный процесс глазами студентов". Третья анкета- "Преподаватель глазами студентов"- проводится на завершающем этапе изучения данной дисциплины. Она позволяет выяснить, как сбалансированы методики учебного процесса. Здесь студент, не боясь отрицательной реакции преподавателя, высказывает всё, что в нём накопилось. Для преподавателя это самая тяжёлая анкета. В ней отмечаются все его промахи, упущения от одежды и умения держаться у доски до умения говорить, убеждать, контактировать с молодёжью. Подчёркиваются и те стороны, которые нравятся студентам. Они порой неожиданны. Мы их учитываем при подготовке к новому потоку.

Рассмотрим содержание и результаты анализа первой анкеты. Она содержит 24 вопроса, которые условно можно расчленить на три раздела. Из первого получаем общую характеристику респондента: когда и какую школу окончил, как учился, его трудолюбие, отношение к данной дисциплине, трудовой стаж, оценки по физике в аттестате и на вступительных экзаменах, уровень их справедливости с точки зрения бывшего абитуриента. Второй и третий разделы позволяют составить более полное представление об уровне знаний молодого человека, его интеллекта. Например, поставлен вопрос: "Как вы оцениваете значение знаний физики в своей жизни? Подтвердите примерами". На первый взгляд, он очень прост. Поэтому все респонденты на него дали ответы. 12% из них категорически ответили: "В своей жизни не вижу значения физики". Остальные дали положительные ответы. Но сумели обосновать только 14%. Остальные дали формальные ответы типа "Имеет огромное значение", "Невозможна жизнь без знания законов физики" и т.д. По этому поводу интересную реплику написал выпускник городской школы, чистосердечно признаваясь: "Роль физики в жизни велика. Но получается так, что большинство знает её только на 3. По-видимому, сказывается стиль школы". И ещё один ответ обратил наше внимание: "До 8-го класса я физику не понимал,- пишет выпускник училища,- по-настоящему понял её смысл только в училище. И увлёкся. Сейчас придаю ей огромное значение". Такой приговор школьной педагогике вынесли её выпускники- формализм. Это подтвердил и дальнейший анализ анкет. И не только формализм в познании, но и сильно развитое начётничество, слабые ростки физического мышления и миропонимания.

В подтверждение сказанному приведём следующие примеры. Только 12 студентов (из 144-х) смогли верно написать формулу второго закона Ньютона и дать его словесную формулировку. Абсолютное большинство путает: что первично, а что вторично в физических процессах. Молодой человек ещё формулирует законы сохранения энергии, импульса. Но проявляет полную растерянность при объяснении часто встречающихся в жизни всем знакомых явлений. Этот вывод подтверждают ответы анкетируемых на вопросы третьего раздела, который содержит качественные задачи. Так, никто из студентов даже и не приступил к ответу на сравнительно лёгкий, с нашей точки зрения, вопрос: "Почему лодка не двигается с места, пока человек, находящийся в ней, давит на её борт? Но лодка приходит в движение, если человек выйдет из неё, встанет на дно и будет толкать её с той же силой". Пришлось констатировать, что при чтении лекций нельзя рассчитывать на прочные знания студентов, слабо развит аппарат логического физического мышления. Об этом мы информировали студентов на следующей лекции и разобрали их ошибки.

Неожиданными зачастую являются и результаты второго анкетирования, хотя при достаточно большом преподавательском стаже, они, в общем-то, прогнозируемы. На начальном этапе обучения большое значение для студента приобретают его волевые качества, умение адаптироваться к совершенно новой обстановке и навыки к самостоятельной жизни. Особенно ярко проявляется зависимость вчерашних абитуриентов от привычных домашних условий у тех, кто попадает в общежитие и, может, впервые в жизни живет вне дома и родителей. И тут невозможно переоценить роль обратной связи между куратором и студентом. То, что студент не решится сказать в глаза преподавателю, часто становится известным в результате анонимного анкетирования, которое показывает, что для многих на этом этапе наибольшие трудности представляет даже не сам учебный процесс, а привыкание к новому коллективу, новым условиям учебы и жизни. Начинают заметно улучшать свои знания студенты, которые обладают навыками самостоятельной жизни, трудолюбием и желанием учиться. Не их вина, что они пришли в институт со слабыми начальными знаниями, зачастую приобретёнными в удалённых сельских школах у преподавателей с низкой квалификацией. Как правило, такие студенты к 3-4-му курсу получают стипендию, начинают заниматься научной и общественной работой и становятся хорошими специалистами. К сожалению, примерно 10-15% студентов в течение начального периода обучения адаптируются крайне тяжело, что не позволяет им успешно осваивать учебный курс и, несмотря на то, что из школы они пришли только с хорошими и отличными оценками, уже к 3-му курсу они начинают заметно отставать в учёбе, становятся пассивными и безразличными.

Анонимное анкетирование позволяет:

  1. заранее получить социальный портрет студента, его уровень потенциальных возможностей, знаний, трудолюбия;
  2. сделать вывод: в нашем регионе школы недостаточно хорошо готовят своих выпускников для учёбы в нашем вузе;
  3. с учётом пожеланий студентов вносить коррективы в методику учебного процесса.

(c) АСФ России, 2001