Формирование активной познавательной позиции школьника в условиях комплекса "ВУЗ-ШКОЛА" Нижегородский государственный университет Научный руководитель: Гребенев Игорь Васильевич, кандидат педагогических наук Перспективы развития школьного образования связаны с дифференциацией его как по наклонностям, так и по способностям учащихся. При этом государственным требованием является достижение всеми учащимися базового уровня знаний и умений, на фоне которого происходит углубленное изучение отдельных предметов. Создание профильных лицеев, гимназий, решая частично проблему, порождает новые аспекты её. Остается проблематичным выполнение школой её основной задачи – удовлетворение образовательных потребностей личности. Имея в микрорайоне контингент учеников, способных и желающих серьезно изучать тот или иной предмет, но не попавших в лицеи , школа не может выполнить их запросы.Существование и острота проблемы не сводится лишь к недостаточному выполнению социальной роли школы с точки зрения удовлетворения образовательных потребностей личности. Заказчиком уровня, качества образования является социум, весь тот огромный внешний мир, который надеется получить от школы если не готовый продукт, то хотя бы надежный полуфабрикат. В первую очередь речь идет о Вузах, и физико-математических, технических факультетах, имеющих серьезные претензии к качеству подготовки абитуриентов. В массовой школе все шире и шире распространяется тенденция отказа от ответственности за подготовку в ВУЗ. Институты ищут выход в создании подготовительных отделений, курсов; находят выход и родители, нанимая репетиторов. Школа же, лишаясь четко очерченной цели в виде требований вступительных экзаменов, теряет уровень естественнонаучной подготовки выпускников.Опасность этой тенденции отчетливо видна как работникам Вузов, так и школ. Именно осознание печального положения дел с подготовкой абитуриентов и заставило преподавателей физического и ряда других факультетов Нижегородского университета искать дополнительные пути подготовки школьников, причем подготовки такого уровня, который диктуется спецификой обучения на факультете. Нормативной основой совместной работы школ и ННГУ, о которой пойдет речь в дальнейшем, стало право учебного учреждения заключать договора об оказании образовательных услуг. Начавшись как классы с углубленным изучением физики, математики, информатики, сотрудничество выросло в учебно-методическое и научное объединение – Малую школьную академию (МША). Основой совместной работы школ и ННГУ стала идея о разделении курсов физики, математики, информатики на два параллельных, один из которых соответствует базовому курсу и изучается в школе, а второй, курс углубления и расширения знаний, умений, формирования творческого подхода к решению физических проблем, названный продвинутым курсом, – читается на базе ННГУ преподавателями университета. Теоретической основой разбиения учебного материала стал известный в методике принцип ступенчатости, применяемый при конструировании курсов физики первой и второй ступени. Содержание базовой ступени образует законченный курс и может изучаться отдельно. Содержание продвинутого курса нигде не повторяет базового, но всегда опирается на него, использует его содержание, развивает умения и навыки учащихся, выводит их на уровень творческого владения физическим материалом. Общий объём учебных курсов примерно соответствует физико-математическим школам, лицеям.Школе не пришлось выходить за рамки базисного учебного плана. Часы, отведенные для занятий в ННГУ, использованы для детального рассмотрения наиболее сложных и тонких вопросов, формирования глубокого представления о физических процессах, иного взгляда на рассматриваемые проблемы, сообщения сведений о современном состоянии той или иной области физической науки. Значительное число часов выделяется на занятия школьников в лабораториях физического факультета. Тематика лабораторных работ соответствует уровню физмат классов и лицеев, а методика выполнения характерна большей самостоятельностью, элементами поисковой деятельности. Весьма примечательно, что параллельное изучение материала в ННГУ позволяет рассматривать в базовом учебном процессе темы и разделы, предусмотренные программой углубленного курса физики. Учащимся предлагаются изучить так же спецкурсы “История физики и фундаментальные эксперименты”, “Компьютерное моделирование физических процессов”. Кроме теоретических занятий, курс подкрепляется занятиями в лабораториях физического факультета. Все желающие принимают участие в работе научного общества учащихся (НОУ) при физическом факультете. Тематика научных работ школьников определяется проводимыми на кафедрах университета исследованиями. Оставаясь работами школьников, они тем не менее являются полноценными исследованиями и полезны не только учащимся. В значительном числе случаев их результаты представляют и объективный научный интерес. Защита научной работы является одной из форм сдачи вступительных экзаменов в университет. Для того, чтобы ребята из разных школ могли общаться друг с другом, оценивать уровни подготовки, МША ежегодно проводит интеллектуальные игры и научно-практические конференции. Главным результатом совместной работы школы и ННГУ является именно развитие познавательной активности, формирование навыков творческой деятельности в учебном процессе. Доказательством сказанного могут служить успешные выступления учащихся на районных, городских и областных олимпиадах, дипломы на районных и городских конференциях НОУ. Из их числа впоследствии получаются хорошо успевающие студенты ННГУ и других вузов, большинство из которых продолжают активно заниматься научной работой. |
(c) АСФ России, 2001 |