Влияние солнечной активности на успеваемость детей в начальных школах г. Воронежа

Тестов Дмитрий Александрович
Воронежский государственный университет

Научный руководитель: Расхожев Владимир Нилович, Кандидат наук

В последние десятилетия выполнено большое количество работ по поиску связи между геомагнитными возмущениями и жизнедеятельности человека. Можно относиться скептически к идее возможного влияния вариаций естественного геомагнитного поля на живые организмы, так как при этом действующая на организм энергия обычно очень мала по сравнению с энергией теплового шума. С другой стороны, можно ожидать особой чувствительности живых систем к естественным геомагнитным полям, так как в процессе эволюции нервные структуры должны были развить чувствительность к этим полям.

В работе предлагаются результаты анализа успеваемости учеников 5 различных школ г. Воронежа, расположенных в разных районах. Были обработаны данные успеваемости учеников третьих классов (всего 12) за период сентябрь 1998 года – май 1999 года. Рассматривались предметы: математика, русский язык, чтение.

Выбор третьих классов обусловлен следующими факторами. Дети окончательно влились в образовательный процесс, класс приобрел законченную структуру, учитель в полной мере руководит процессом обучения класса. В тоже время, дети в возрасте 9-11 лет способны к специфическому восприятию мира, восприимчивы к окружающему. Выбранные предметы оцениваются учителями наибольшим количеством оценок и наиболее полно и структурно отображают навыки и умения учащихся. На момент написания доклада период 1998 – 1999 года являлся законченным и закрытым в архивах. Так как работа не включает в себя непосредственное наблюдение за Солнцем, то данные об активности Солнца взяты нами из Интернет. В качестве показателя активности применены числа Вольфа.

В основе анализа лежит рейтинг успеваемости учащихся. Этот метод является стандартным показателем обучаемости класса и повсеместно применяется в системе образования.

Формула для расчета рейтинга класса по предмету, используемая нами при вычислениях выглядит следующим образом: (5ґ a+4ґ b+3ґ c+2ґ d+1ґ e)/(a+b+c+d+e), где, соответственно, a,b,c,d,e количество пятерок, четверок, троек и так далее, полученных классом за день. На основе формулы получается “средняя” оценка класса по предмету. По полученным “средним” строится график. Для удобства анализа на график, по оси ординат нанесены значения (Zn-4), где Zn – “средняя” оценка. Заметим, что величина (Zn-4) может быть меньше нуля. Однако в данном случае нас интересует лишь ход графика, и мы можем отказаться от рассмотрения численных значений.

В качестве примера на рисунке 1 приведен график солнечной активности за период с 1 по 24 сентября 1998 года. С начала месяца наблюдается спад активности Солнца. При этом наблюдаются некоторые всплески - 4, 5 сентября и небольшой подъем отмечается 12, 13 сентября. Однако, активность по-прежнему идет вниз и достигает своего минимума в 15-16 числа. С этого момента начинается подъем. 18-19 числа, произошел кратковременный спад, на фоне общего подъема активности. 20-21 сентября активность достигла своего месячного максимума.

На рис. 2 представлен усредненный график успеваемости по выбранным предметам. Здесь отмечаем такой же характер изменения. В первых числах месяца подъем, затем спад успеваемости с двумя локальными максимумами и, наконец, достижение минимума в середине месяца. Во второй половине сентября отмечаем нарастание до 20-21 числа, затем плавное убывание. Можно дополнить, что к концу первой недели октября графиком активности, и графиком успеваемости достигаются так же максимальные значения.

Из анализа других графиков активности Солнца и успеваемости за период сентябрь 1998 – май 1999 можно сделать следующие выводы.

Спад успеваемости учеников хорошо соответствует спаду активности Солнца и достигает вместе с ним минимумов. Подъем успеваемости в большинстве случаев также происходит на фоне нарастания активности Солнца. Так же отмечается хорошее совпадение с достижением глобальных (например за месяц) максимумов или резких перепадов активности. Однако достижение локальных максимумов иногда не соответствует увеличению активности Солнца, и наблюдаются расхождения в один - два дня.

Нами проанализированы отметки разных классов школ, находящихся в разных районах города, кроме того, сама рейтинговая система анализа обучаемости класса исключает возможность влияния настроения или психологического состояния учителя (или каких-либо иных факторов) на объективность оценки знаний учеников.

Аналогичная картина уже выявлена по отношению устойчивости к тем или иным заболеванием. Солнечная активность стимулирует человека, его физическую и умственную деятельность.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о вполне возможном прямом или косвенном (через “третьи” звенья) влиянии Солнца на детей, в частности, на успеваемость в начальных классах школ города Воронеж. В настоящее время ведется аналогичная работа по выявлению существования корреляции солнечной активности с успеваемостью в классах средней школы.

По данным, полученным о связи явлений на Солнце с жизнедеятельностью человека, к настоящему моменту нельзя однозначно сказать о механизме влияния. Более однозначно о степени зависимости успеваемости от активности Солнца можно будет судить при увеличении объема статистических данных полученных за несколько учебных лет.

Первичный анализ данных производился Протопоповой О., Выхольской А. и Затонской Н.

(c) АСФ России, 2001