Развитие творческих способностей школьников при обучении физике.

Пушкарева Юлия Александровна
Московский педагогический государственный университет

Научный руководитель: Каменецкий Самуил Ефимович, Доктор педнаук

В докладе рассмотрены основные предпосылки применения на уроках физики игровых элементов и несколько способов реализации игровых ситуаций, применяемых нами в 7-8-х классах при обучении физике.

Следующие факторы определяют, на наш взгляд, необходимость применения на уроках игровых элементов:

1.Использование игровых элементов на уроках физики позволяет, по-видимому, наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с теми разнородными явлениями жизни, с которыми он обычно входит в соприкосновение.

2.Формирование личности учащегося в значительной степени связано с воспитанием у него положительно ценностного отношения к учебной деятельности, а через нее и к ценностям культуры. Привлечение хорошо знакомых детям героев мультсериалов в физические задачи позволяет "подать" эстетическую привлекательность науки с помощью привычных персонажей мультиков.

3.Процесс приобщения к ценностям культуры (в том числе, и конкретным знаниям по физике) можно уподобить взаимодействию вынуждающей силы (учителя) и открытой колебательной системы (ученика) , а игровой элемент, вкрапленный в урок, безусловно можно трактовать как резонансную силу. Резонансными "частотами" оказываются только те ценности, которые оказываются одинаковыми для учителя и учащегося.

4.В процессе игры незаметно для учащихся обучение происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. Кроме того, в игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания.

5.В процессе игры реализуются также принципы психологической комфортности (снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя "как дома"), вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант), креативности (творчества) , который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Основные способы организации дидактических игр и игровых ситуаций на уроках физики в 7-8 классах общеобразовательной школы, рассмотренные в докладе:

  • Театрализованное представление занимательных задач и физических опытов
  • Создание на уроке задач, сформулированных на цитатах из произведений литературы и их решение;
  • Решение задач с персонажами из мультсериалов.

Характерным для каждой физической игры, применявшейся нами на уроке, является с одной стороны, решение различных дидактических задач (уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особеностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д..) - и в этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны , неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому игры на уроке оказываются не просто забавой, интересным и необычным занятием а активным средством пробуждения творческого потенциала и удобным способом "щадящего" обучения.

(c) АСФ России, 2001