К строгости обоснования научных положений

Дубинина Юлия Александровна
Ростовский государственный университет

Научный руководитель: Дуймакаев Шамиль Исхакович, кандидат физ-мат наук
Соавторы: Кирикович Марина Антоновна, Вершинин Александр Анатольевич

Известно, что на пути от законов Ньютона до открытия свойств вещества было сделано очень много шагов и каждый шаг был очень трудным. При этом с каждым шагом все больше терялась строгость. Свойства вещества оказалось возможным понять лишь весьма приближенно [1]. Каждый, кто хочет всерьез анализировать свойства вещества, должен, казалось, сначала написать основные уравнения и попытаться решить их. Но каждого, кто начинал с этого, ждала неудача. Успех приходил лишь к тем, кто подходил к делу как физик: у этих исследователей сначала не было ничего, кроме грубой идеи, а затем они находили верное приближение, соображая, что в этой трудной ситуации можно считать большим, а что малым. Задачи в этой области столь сложны, что даже не очень четкая и половинчатая идея оправдывает затраченное на нее время, и можно то и дело возвращаться к одной и той же задаче, приближаясь постепенно к ее точному решению [1].

В качестве примера такого подхода рассмотрим задачу построения уравнения состояния реального газа. По мере увеличения плотности газа его свойства все более отличаются от свойств идеального газа и, в конце концов, он конденсируется в жидкость. Эти явления связаны со сложными молекулярными взаимодействиями, и нет способа, которым можно было бы учесть эти взаимодействия количественно, с тем чтобы теоретически построить точное уравнение состояния вещества. Можно, однако, построить уравнение состояния, учитывающее основные качественные особенности молекулярного взаимодействия [2]. А именно: быстро возрастающие на малых расстояниях силы отталкивания означают, грубо говоря, что молекулы кaк бы занимают некоторый определенный объем, дальше которого газ не может быть сжат. Другое основное свойство взаимодействия заключается в притяжении на больших расстояниях; это притяжение очень существенно, поскольку именно оно приводит к конденсации газа в жидкость [2]. На базе названных основных качественных соображений и было построено знаменитое уравнение Ван-дер-Ваальса. Последующие многочисленные попытки других авторов учета самых различных “деталей” взаимодействия и соответствующего привлечения “более точных” расчетов не привели в общем случае к улучшению согласия с экспериментом. Это подтверждает известное положение о том, насколько важно сначала максимально глубоко исчерпать задачу на физическом уровне и только после этого – на математическом.

Обсуждается распространенный случай, когда под обоснованием формулы, описывающей определенную физическую закономерность, понимают исключительно результат математического преобразования ранее известных соотношений. Т.е. требуют чисто математического получения формулы физического явления.

В итоге рассмотрения отмечается, что подавляющее большинство замечательных закономерностей УСТАНОВЛЕНО (на основе наблюдений, опыта, логики, интуиции, “озарения” и др.), а не просто получено чисто математическим путем из ранее известных соотношений [3].

Обсуждаются вопросы привлечения эстетических (красота, изящество, элегантность) ценностей в качестве критериев истинности результата. А именно: истинное знание обладает эстетическими ценностями. И если красота есть один из важнейших признаков истины, то и по признакам красоты можно искать истинное знание. Т.е. когда мы точно не знаем, верен ли результат, или когда находимся на распутье, какое же решение из нескольких полученных вариантов избрать, ориентиром в поиске могут служить эстетические ценности. В основаниях прекрасного лежат четкие логические и математические отношения гармонии и симметрии. Так мы распознаем красоту природных вещей и процессов, изящество творений, которые рождаются в искусстве. Но и ученый также разыскивает природные гармонии и совершенства, добивается красоты технических устройств и теоретических построений [4].

Приводятся примеры негативного влияния на процесс преподавания и результаты научно-исследовательской работы в случаях, когда рассматриваемыми моментами пренебрегают.

Обсуждаются вопросы привития умения интуитивно предвидеть окончательный результат (прежде, чем он будет получен).

Список публикаций:

[1] Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. Фейнмановские лекции по физике. Вып. 4. М.: Мир, 1965.

[2] Л.Д. Ландау, А.И. Ахиезер, Е.М. Лифшиц. Курс общей физики. Механика и молекулярная физика. М.: Наука, 1969.

[3] Л.И. Пономарев. По ту сторону кванта. М.: Молодая гвардия, 1971.

[4] А.К. Сухотин. Ритмы и алгоритмы. М.: Молодая гвардия, 1983

(c) АСФ России, 2001