Проблемы формирования самостоятельных исследовательских умений в процессе обучения физике учащихся основной школы

Семенов Андрей Андреевич
Институт общего среднего образования РАО

Научный руководитель: Дик Юрий Иванович, д.п.н.

При выборе той или иной формы обучения можно подойти с точки зрения “пирамиды познания” Джона Мартина /1/. Согласно этому, обучение других, практические действия, дискуссионные методы более эффективны для запоминания и усваивания учебного материала, чем демонстрации, аудиовизуальные методы обучения, чтение и лекции. Общепринятая форма проведение урока выгодна тем, что в течение урока мы можем изложить систематизированный учебный материал, в несколько раз превышающий по объему материал, изложенный в форме практических действий и дискуссий. Сейчас предлагаются различные, новые технологии обучения. Мы же выделяем во внеурочной деятельности самостоятельные исследования учащихся как средство индивидуализации обучения физике посредством личностно-ориентированных технологий.

  1. Будущее нашей страны, ее материальное и интеллектуальное развитие существенно зависят от современного состояния образования и развития творческих способностей учащихся. Поэтому назревшая необходимость обобщения и систематизации различных подходов к самостоятельной исследовательской деятельности учащихся при обучении физике стала актуальной в наше время. В наше время существуют различные формы внеурочной работы со школьниками по развитию интеллектуальных способностей учащихся (олимпиады, турниры юных физиков, конференции и др.) /2/.
  2. Разнообразие данных приемов при разных уровнях обучения затрудняет процесс понимания физической сущности явлений учащимися, приводит к чисто “меловой” или “демонстративной” физике, требует довольно высокой математической и общей интеллектуальной подготовки. Анализ педагогической литературы показывает, что в настоящее время разработаны различные методы и способы решения задач по физике, системы эвристических приемов организации мыслительной деятельности учащихся, осуществляется дифференциация обучения /3/.
  3. При формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения выделены следующие факторы:
    1. психологические аспекты формирования самостоятельных исследовательских умений,
    2. методические рекомендации при исследовательском обучения физике учащихся основной школы,
    3. выработка основных критериев для оценки самостоятельных исследований учащихся по физике.
  4. Методы научного познания в школе.
  5. Для более успешного развития интеллектуальных умений предлагается введение спецкурса для учащихся 7-9 классов “Методы научного познания мира”, основанного на идеях В.Г.Разумовского и др. /4/.

    Выдвигается основная гипотеза исследования: учебная деятельность учащихся основной школы в процессе обучения физике будет более эффективной и оптимальной, если реализовываются личностно-ориентированные подходы в преподавании физики посредством введения в образовательную среду школы спецкурса “Методы научного познания мира” для учащихся основной школы как средство развития самостоятельных навыков исследовательской работы.

  6. Роль самостоятельных исследований учащихся по физике.

Основными компонентами системы освоения учащимися методов научного познания являются следующие уровни: мотивационный, когнитивный, операционный, рефлексивный. Первый компонент определяется как уровень самоопределения и самореализации ученика. Второй является мерой компетентности и самоорганизации учащегося. Третий отвечает за технологический подход и за самообразование данных учащихся. Четвертый компонент выражает степень рефлексивного отклика и самопознание учащегося /5/. Поэтому выделяются следующие исследовательские уровни:

  • фрагментарное исследование;

  • модульное исследование;

  • системное исследование.

Аналогично выражаются уровни освоения данных компонентов системы освоения учащимися в 4-балльной шкале.

В процессе проведения данного спецкурса зафиксированы основные результаты, свидетельствующие об эффективности данного подхода, а также получена дополнительная информация для дальнейшего развития темы исследования “Самостоятельные исследования учащихся по физике как средство индивидуализации образования (на примере обучения физике среди 7-9 классах)”.

Литературный обзор для тезиса статьи:

  1. Мартин Джон. Пирамида познания //Школа.-1996.-№6.
  2. Waldemar Gorzkowski International physics competitions, Warszawa, 1999.
  3. Ю.И.Дик, В.А.Орлов Дифференциация обучения и работа с одаренными детьми на современном этапе развития школы // Перспективы развития общего среднего образования, ИОСО РАО, 1998.
  4. В.Г.Разумовский Метод модельных гипотез как метод познания в науке и школе //Наука и школа.-1997.-№4.
  5. В.И.Андреев Педагогика творческого саморазвития, кн.2, Казань, 1998.

(c) АСФ России, 2001