Проблемы формирования самостоятельных исследовательских умений в процессе обучения физике учащихся основной школы Институт общего среднего образования РАО Научный руководитель: Дик Юрий Иванович, д.п.н. При выборе той или иной формы обучения можно подойти с точки зрения “пирамиды познания” Джона Мартина /1/. Согласно этому, обучение других, практические действия, дискуссионные методы более эффективны для запоминания и усваивания учебного материала, чем демонстрации, аудиовизуальные методы обучения, чтение и лекции. Общепринятая форма проведение урока выгодна тем, что в течение урока мы можем изложить систематизированный учебный материал, в несколько раз превышающий по объему материал, изложенный в форме практических действий и дискуссий. Сейчас предлагаются различные, новые технологии обучения. Мы же выделяем во внеурочной деятельности самостоятельные исследования учащихся как средство индивидуализации обучения физике посредством личностно-ориентированных технологий.
Для более успешного развития интеллектуальных умений предлагается введение спецкурса для учащихся 7-9 классов “Методы научного познания мира”, основанного на идеях В.Г.Разумовского и др. /4/. Выдвигается основная гипотеза исследования: учебная деятельность учащихся основной школы в процессе обучения физике будет более эффективной и оптимальной, если реализовываются личностно-ориентированные подходы в преподавании физики посредством введения в образовательную среду школы спецкурса “Методы научного познания мира” для учащихся основной школы как средство развития самостоятельных навыков исследовательской работы. Основными компонентами системы освоения учащимися методов научного познания являются следующие уровни: мотивационный, когнитивный, операционный, рефлексивный. Первый компонент определяется как уровень самоопределения и самореализации ученика. Второй является мерой компетентности и самоорганизации учащегося. Третий отвечает за технологический подход и за самообразование данных учащихся. Четвертый компонент выражает степень рефлексивного отклика и самопознание учащегося /5/. Поэтому выделяются следующие исследовательские уровни:
Аналогично выражаются уровни освоения данных компонентов системы освоения учащимися в 4-балльной шкале. В процессе проведения данного спецкурса зафиксированы основные результаты, свидетельствующие об эффективности данного подхода, а также получена дополнительная информация для дальнейшего развития темы исследования “Самостоятельные исследования учащихся по физике как средство индивидуализации образования (на примере обучения физике среди 7-9 классах)”.Литературный обзор для тезиса статьи: |
(c) АСФ России, 2001 |