Таксономия познавательных целей на уроках физики

Филиппов Олег Егорович
Институт общего среднего образования РАО

Научный руководитель: Орлов Владимир Алексеевич, к.п.н.

Слово таксономия происходит от греческих слов taxis - располагать по порядку, nomos- закон. Понятие таксономии впервые было заимствовано зарубежными учеными для систематизации образовательных целей из биологии, где этим понятием обозначается классификация объектов на основе их естественной взаимосвязи. Кроме того , все используемые для описания объектов категории располагаются внутри таксономии в иерархической зависимости - по нарастающей сложности.

До настоящего времени в отечественных и зарубежных исследованиях в основном разрабатывались таксономии учебных целей. Наиболее удачной из созданных за последние годы таксономий познавательных целей является таксономия П.Карпиньчика, основанная на таксономии общих познавательных целей Б.Немерко. Применительно к учебному процессу по физике П.Карпиньчик предложил таксономии и познавательных, и воспитательных целей. В этих таксономиях учтены особенности физики как учебного предмета, специфика формирования знаний и умений по физике. Все цели внутри каждой таксономии распределены в четкой иерархической последовательности по мере их усложнения, что делает данные таксономии практичными и действенными. В частности, опираясь на таксономии можно вполне успешно проектировать познавательную деятельность школьников, направленную на приобретение знаний, умений и навыков при изучении физики. Достоинство этого способа состоит в том, что учитель может, опираясь на таксономию учебных операционных целей, более четко представить и спроектировать деятельность учащихся.

Например при изучении темы с применением вышеуказанной таксономии “Электростатические явления, происходящие в окружающей среде” можно написать , например, следующие элементы содержания:

После обучения ученик сможет:

а) продемонстрировать электризацию разных тел в окружающей среде (категория А).

б) объяснить механизм электризации тел, применяя электронную теорию строения вещества (В).

в) запроектировать способы предотвращения электризации тел в повседневной жизни (Д)

План представляет содержание обучения в виде действий, предусмотренных для овладения учащимися, отнесенных к таксономическим категориям целей, учебному материалу и уровням программных требований. Такой план составляет основу для более детального планирования.

Огромную роль для успешности учебно-познавательной деятельности играет, как известно, мотивационная основа этой деятельности. Поэтому П.Карпиньчик разработал также таксономию воспитательных (мотивационных) целей изучения физики. Эта таксономия разработана на основе таксономии общих воспитательных целей Б.Немерко.

Основным достоинством предложенного подхода является то, что процесс обучения рассматривается не ради процесса обучения и даже не ради формирования определенных знаний, умений и навыков, а как способ изменения отношения человека (ученика) к окружающей его действительности, это изменение возможно только благодаря приобретению определенной системы знаний и практических умений.

(c) АСФ России, 2001