Обучение мышлению школьников Курганский государственный университет Научный руководитель: , Исследованиями современных психологов доказано, что главным показателем умственного развития школьника выступает не сколько сумма знаний, приобретенных им, сколько совокупность и уровень интеллектуальных умений, мыслительных приемов и логических операций. Поэтому одной из важнейших задач школы на современном этапе является развитие интеллектуальных способностей учащихся, умение мыслить самостоятельно, творчески. Как показывает собственный опыт работы в школе, опыт работы учителей физики, уровень развития вербального интеллекта, логического мышления у школьников весьма невысок. Это проявляется в неумении доказательно рассуждать, строить суждения, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Следствием этого являются проблемы усвоения знаний, формирования умений и навыков, что существенно сказывается на качестве знаний учащихся. Мы считаем, и это подтверждает проведенный нами педагогический эксперимент, что одним из способов решения данной проблемы является ознакомление учащихся, в процессе обучения физики, с элементами науки логики: с понятием „логическое мышление”, с основными логическими операциями и законами. Следует заметить, учащиеся лишь только используют знания о формах и законах правильного мышления, что позволяет более осознанно проводить анализ, синтез, сравнение и т.д., т.е. осознанно управлять своей мыслительной деятельностью.Нами были определены основные принципы системы развития логического мышления учащихся, так как развитие логического мышления школьников в учебном процессе может быть эффективным только в том случае, если эта работа организована на основе единой, логически цельной и научно обоснованной методической системы. При этом работа, направленная на развитие мышления учащихся, должна охватывать все основные виды учебной деятельности и быть ориентированный на максимальное развитие их интеллектуальных способностей. Была разработана и обоснована система мер направленных на формирование определенного минимума логической грамотности учащихся, где на разных этапах обучения идет формирование логических знаний и умений учеников. Также мы предлагаем различного рода логические задания, ряд задач, ведущие к осознанному восприятию учебного материала, которые развивают навыки самостоятельного логического и творческого мышления школьников. На разных этапах педагогического эксперимента была проведена диагностика уровня интеллектуального развития учащихся, их логического мышления и уровня сформированности общеучебных умений и навыков. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика формирования и развития логического мышления учащихся с каждым учебным годом. (эксперимент проводился в течение 6 лет). |
(c) АСФ России, 2001 |