Проблема взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания в физическом образовании Северо-Осетинский государственный университет Научный руководитель: Елканова Тамара Михайловна, к.ф.-м.н., доцент В современных условиях нарастания глобальных противоречий, грозящих развитию и самому существованию цивилизации, возникла необходимость методологической переориентации научного познания, мышления в целом, пересмотра господствовавшей в последние два столетия технократической парадигмы. Новая методологическая парадигма с неизбежностью должна включать человеческий фактор в число установок познания, что требует усиления внимания к проблемам взаимодействия естественных, технических и гуманитарных наук как основы формирования адекватной современному миру научно-мировоззренческой концепции и позитивной стратегии построения целостной и гармоничной цивилизации. Использование гуманитарных методов познания наряду с конкретно-научными, в частности, естественнонаучными, должно обеспечить: формирование целостной структуры категориального аппарата профессионального мышления будущего специалиста, позволяющего теоретически осмысливать систему “человек – мир” на разных уровнях ее функционирования; формирование целостной структуры ценностно-смысловых установок, определяющих ментальность будущего специалиста, сквозь призму которой происходит осознание быстро меняющегося мира и места человека в нем; развитие ценностно-смыслового отношения к каждой проблеме (глобальной или локальной, массовой или индивидуальной), видения ее внутреннего человеческого смысла, понимания ее положительных (или деструктивных) последствий; развитие таких интеллектуально-личностных качеств, как открытость к новому, понимание многогранности окружающего мира, его неоднозначности. Отметим, что гуманитаризация не означает дефундаментализацию научного образования, уход от математического аппарата как способа познания реальных явлений и процессов, но предусматривает необходимость пересмотра содержания и структуры обучения, уделяя при этом большое внимание освещению социально-культурного потенциала физики, логики зарождения научных теорий в системе общечеловеческих отношений. Реализация предлагаемой модели гуманитаризации образования средствами самих общетеоретических и специальных дисциплин требует наличия трех основных составляющих: а) высококвалифицированных, гуманитарно грамотных специалистов, владеющих в полной мере современными способами и методами преподавания; б) новейших психолого-педагогических технологий в области формирования и подготовки кадров; в) необходимого учебно-методического и дидактического обеспечения образовательного процесса на различных ступенях обучения. Должно быть предусмотрено создание банков данных для информационной поддержки программ гуманитаризации, что, в свою очередь, требует разработки критериев отбора научной, исторической, социокультурной информации. Нами разработаны некоторые методы включения гуманитарных компонент в содержание образовательных программ и создан ряд учебных пособий, практически реализующих концепцию гуманитаризации применительно к курсу общей физики. Исследуя психолого-педагогические аспекты предлагаемого подхода к гуманитаризации физического образования, мы установили, что в этом случае процесс приобретения конкретно-научных знаний характеризуется повышенным познавательным интересом, направленностью, устойчивостью и динамичностью мотивации, интеллектуальной и личностной активностью обучаемых. Эффективность предлагаемого подхода и разработанных педагогических технологий апробирована также путем постановки и проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Использование аппарата непараметрической статистики позволило установить, что применение разработанных методик повышает гуманитарную грамотность и расширяет общекультурный кругозор, углубляет и систематизирует конкретно-научные знания; сравнительные результаты обучения по традиционной и экспериментальной структуре занятий указывают на возрастание общей и качественной успеваемости по предмету, увеличение значения коэффициента усвоения и коэффициента прочности знаний. |
(c) АСФ России, 2001 |