Довузовская подготовка будущего учителя физики Барнаульский государственный педагогический университет Научный руководитель: Овчаров Александр Владимирович, к.ф.-м.н., доцент В настоящее время наблюдается разрыв в знаниях между абитуриентами, поступающими на физический факультет Барнаульского Государственного Педагогического Университета (БГПУ) из школ города и из сельской местности, где школа, как правило, единственное образовательное учреждение. В отличие от города здесь ученик привязан к конкретной школе, он вынужден оставаться в безальтернативном образовательном пространстве, что обуславливает зависимость уровня его развития от внешних обстоятельств, лишает его возможностей дополнительного образования. Чем ближе школа к городу, тем большими возможностями она располагает для интеграции учащихся в социальную и культурную жизнь, тем успешнее решается проблема ее кадрового обеспечения, теснее профессиональные контакты работников школы со специалистами аналогичного профиля , повышаются возможности в доступе к новейшей информации, культурным объектам города, существует возможность получения неформального образования.Наиболее значительно абитуриенты отличаются в плане владения навыками работы в компьютерной информационной среде, а следовательно, и готовностью к использованию их в своем обучении как по физике так и по другим дисциплинам. С течением времени разрыв в умении работать с информацией между выпускниками некоторых городских и сельских школ увеличивается. Порой наблюдается ситуация, когда при формально одинаковых аттестатах, мы имеем дело с представителями разных цивилизаций, с людьми по разному представляющими себе способы обработки информации, проблемы информатизации различных сфер жизнедеятельности, роль информации в жизни современного общества. Для разрешения данной проблемы на базе физического факультета БГПУ создана школа будущего учителя физики, где учащиеся старших классов сельских школ проходят подготовку по физике, информатике и астрономии. Задачей данной школы является не только подготовка учащихся к поступлению в университет, но и приобщение к новым информационным технологиям. Обучение ведется очной и дистанционной формами. На начальном этапе занятий во время летних и зимних каникул учащиеся проходят подготовку в самом вузе. Во время этого своеобразного “погружения” дается изначальная установка на обучение, идет работа с различными обучающими программами по физике, информатике и астрономии в компьютерном классе, работа в Интернете.С целью повышения эффективности обучения занятия ориентированы на самостоятельную работу учащихся. Известно, что учебный материал усваивается значительно лучше тогда, когда он является предметом активной деятельности ученика. Осуществить реальную активную деятельность удобно с использованием компьютера и различных обучающих программ. В этом случае обучение не будет носить репродуктивный характер, когда ученик запоминает изученный материал в основном механически и быстро забывает. Если же характер его самостоятельной работы будет поисковый или исследовательский, то изученный материал становится личностно значимым для учащегося, так как был получен им самим в реальной деятельности, и следовательно, надолго останется в его памяти. Кроме того, учащиеся овладевают основами работы с компьютерными информационными технологиями, с их возможностями и перспективами, способами применения в обучении, профессиональной деятельности, что немаловажно для жизнедеятельности в современном обществе. Второй формой обучения является дистанционная форма. В настоящее время дистанционное обучение повсеместно развивается и считается перспективным, так как процесс обучения достаточно гибок, экономически эффективен, ориентирован на использование современных средств передачи образовательной информации. Дистанционная составляющая обучения ведется с использованием модульных программ, так как их структура близка к структуре гипертекста, содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению (заметим, что по аналогичному принципу строятся и многие обучающие мультимедийные программы). По результатам работы школы будущего учителя физики можно сделать следующие выводы:
|
(c) АСФ России, 2001 |