Улучшение запуска холодного ДВС при пониженных температурах Рязанская государственная сельскохозяйственная академия Научный руководитель: Пащенко Василий Михайлович, Д.б.н. (Агрофизика) В настоящее время полностью не решена проблема запуска холодного ДВС. Затрудненный запуск ДВС заключается в том, что при низких температурах испаряемость бензина ухудшается. Понижение температуры рабочей смеси сужает пределы воспламеняемости, требует особенно точной дозировки топлива и воздуха при пуске холодного двигателя в зимнее время, что затрудненно в связи с оседанием значительной части топлива на холодных стенках впускного трубопровода и цилиндрах двигателя. Чтобы обеспечить хорошие условия смесеобразования, необходимы значительные скорости воздушного потока. Однако пуск карбюраторного двигателя осуществляется при скорости воздушного потока в карбюраторе и впускном трубопроводе (2-3) м/с, что не обеспечивает условий необходимых для распыления и испарения топлива. В этом случае на начальной стадии процесса пуска (90-95)% топлива поступающего в смесительную камеру осаждаются в виде жидкой плёнки и только (5-10)% лёгких фракций топлива в распыленном и испаренном состоянии поступают в цилиндры двигателя.Решение проблемы облегчения запуска холодного двигателя может быть связано с улучшением испаряемости топлива в холодном ДВС. Специалистам известны способы улучшения пусковых качеств двигателя за счет подачи в цилиндры двигателя специальной "пусковой" жидкости или предварительного прогрева ДВС горячим воздухом, а так же прогрев ДВС путем подачи пара или горячей воды в систему охлаждения, прогрев масла в катере двигателя газовыми горелками инфракрасного излучения, а так же на автомобилях устанавливают устройство одновременного подогрева охлаждающей жидкости и масла в картере двигателя. Все вышеперечисленные способы подогрева двигателя связаны с дополнительными затратами: 1) на приобретение дополнительного оборудования; 2) на энергоносители.В настоящее время на кафедре "Физики" РГСХА ведутся экспериментальные и теоретические исследования по выявлению возможных факторов улучшения испаряемости топлива ультразвуковым излучателем при различных температурах и различных режимах работы излучателя. проведенные экспериментальные исследования показали, что наряду с электрострикционными и магнитострикционными излучателями наибольший эффект проявляется при использовании обратного пьезоэффекта. Для проведения экспериментальных исследований была сконструирована и собрана лабораторная установка, включающая в себя излучатель ультразвука на основе кварцевого пьезоэлемента, измерительной стеклянной емкости с возможностью создания в ней повышенного или пониженного давления для моделирования условий возникающих во впускном коллекторе в момент запуска ДВС. Используемый генератор позволяет менять плотность мощности ультразвуковых колебаний в пределах (0,2-2) 10 4 Вт/м2 в непрерывном и импульсном режимах. Температура в ходе экспериментов меняется в пределах от -200С до +400С. Эффективность испарения определяется по массе топлива, испаряемого в единицу времени и диаметру аэрозольных капель. диаметр капель определялся методом Стокса по скорости оседания верхней границы аэрозольного компонента, которая определялась с помощью лазерного луча (l =682 нм), проходящего через измерительную емкость и принимающего фотоэлемента. Совокупность проведенных исследований позволяет построить аналитическую зависимость эффективности испарения бензина W:где: m - масса испаряемого топлива, tос - время оседания аэрозоля, h - высота подъема столба аэрозоля, tисп - время испарения, S - площадь пьезоэлемента, N - мощность излучателя, p - атмосферное давление, D p - избыточное давление.Проведенные исследования позволяют сделать ряд выводов:
Рис. 1 |
(c) АСФ России, 2001 |