Улучшение запуска холодного ДВС при пониженных температурах

Колосов Александр Анатольевич
Рязанская государственная сельскохозяйственная академия

Научный руководитель: Пащенко Василий Михайлович, Д.б.н. (Агрофизика)
Соавторы: Чуклов Владимир Сергеевич

В настоящее время полностью не решена проблема запуска холодного ДВС. Затрудненный запуск ДВС заключается в том, что при низких температурах испаряемость бензина ухудшается. Понижение температуры рабочей смеси сужает пределы воспламеняемости, требует особенно точной дозировки топлива и воздуха при пуске холодного двигателя в зимнее время, что затрудненно в связи с оседанием значительной части топлива на холодных стенках впускного трубопровода и цилиндрах двигателя. Чтобы обеспечить хорошие условия смесеобразования, необходимы значительные скорости воздушного потока. Однако пуск карбюраторного двигателя осуществляется при скорости воздушного потока в карбюраторе и впускном трубопроводе (2-3) м/с, что не обеспечивает условий необходимых для распыления и испарения топлива. В этом случае на начальной стадии процесса пуска (90-95)% топлива поступающего в смесительную камеру осаждаются в виде жидкой плёнки и только (5-10)% лёгких фракций топлива в распыленном и испаренном состоянии поступают в цилиндры двигателя.

Решение проблемы облегчения запуска холодного двигателя может быть связано с улучшением испаряемости топлива в холодном ДВС. Специалистам известны способы улучшения пусковых качеств двигателя за счет подачи в цилиндры двигателя специальной "пусковой" жидкости или предварительного прогрева ДВС горячим воздухом, а так же прогрев ДВС путем подачи пара или горячей воды в систему охлаждения, прогрев масла в катере двигателя газовыми горелками инфракрасного излучения, а так же на автомобилях устанавливают устройство одновременного подогрева охлаждающей жидкости и масла в картере двигателя. Все вышеперечисленные способы подогрева двигателя связаны с дополнительными затратами: 1) на приобретение дополнительного оборудования; 2) на энергоносители.

В настоящее время на кафедре "Физики" РГСХА ведутся экспериментальные и теоретические исследования по выявлению возможных факторов улучшения испаряемости топлива ультразвуковым излучателем при различных температурах и различных режимах работы излучателя. проведенные экспериментальные исследования показали, что наряду с электрострикционными и магнитострикционными излучателями наибольший эффект проявляется при использовании обратного пьезоэффекта.

Для проведения экспериментальных исследований была сконструирована и собрана лабораторная установка, включающая в себя излучатель ультразвука на основе кварцевого пьезоэлемента, измерительной стеклянной емкости с возможностью создания в ней повышенного или пониженного давления для моделирования условий возникающих во впускном коллекторе в момент запуска ДВС. Используемый генератор позволяет менять плотность мощности ультразвуковых колебаний в пределах (0,2-2) 104 Вт/м2 в непрерывном и импульсном режимах. Температура в ходе экспериментов меняется в пределах от -200С до +400С. Эффективность испарения определяется по массе топлива, испаряемого в единицу времени и диаметру аэрозольных капель. диаметр капель определялся методом Стокса по скорости оседания верхней границы аэрозольного компонента, которая определялась с помощью лазерного луча (l =682 нм), проходящего через измерительную емкость и принимающего фотоэлемента. Совокупность проведенных исследований позволяет построить аналитическую зависимость эффективности испарения бензина W:

где: m - масса испаряемого топлива, tос - время оседания аэрозоля, h - высота подъема столба аэрозоля, tисп - время испарения, S - площадь пьезоэлемента, N - мощность излучателя, p - атмосферное давление, D p - избыточное давление.

Проведенные исследования позволяют сделать ряд выводов:

  1. С ростом октанового числа бензинов эффективность ультразвукового испарения понижается. Например, эффективность испарения бензина АИ-95 на (15-20)% ниже, чем АИ-80.
  2. При температурах выше 00С в случаях всех исследуемых бензинов наибольший эффект достигается при непрерывной работе излучателя. При температурах ниже 00С более предпочтительным является импульсный режим при той же самой мощности излучателя.
  3. Эффективность кварцевого излучателя при температурах ниже -100С требует предварительного разогрева кварца в течении (40-60) с. При более высоких температурах кварцевый излучатель эффективно испаряет бензин уже через (3-5) с после включения.
  4. Приведенные исследования показывают, что площадь S= 10-3м2 кварцевого излучателя при интенсивности генератора (1,5-2) Вт/м2 и температурах от -200С до 00С обеспечивает массу бензинового аэрозоля необходимую для пуска ДВС объемом (1,5-2) литра.
  5. Заявлена полезная модель устройства облегчения запуска холодного ДВС при низких температурах (см. рис.1). Устройство установлено на дне впускного коллектора и состоит из: 1- вибрационного элемента; 2 - диэлектрической вставки; 3 - пъезоэлемента; возбудителя колебаний; 5 - поддона; 6 - проволочный обогреватель в термостойком диэлектрическом корпусе.

Рис. 1

(c) АСФ России, 2001