МЕТОДЫ КРЕАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аладжикова З.В., Панаэтова О.С., Косенко Д., Базиев И.Ю.

Научный руководитель: Елканова Тамара Михайловна. Кандидат физико-математических наук, доцент, СОГУ, физико-технический факультет, кафедра общей физики

Северо-Осетинский Государственный Университет, г. Владикавказ, Россия

Современный уровень развития цивилизации характеризуется такой степенью усиления технико-технологических возможностей человека, что антропогенные влияния становятся основным фактором выживания и дальнейшего развития планеты в целом. Поэтому основной тенденцией развития общего и профессионального образования является его всесторонняя гуманизация и гуманитаризация. Одним из направлений гуманитаризации в разработанной нами теоретической концепции (Елканова Т.М. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин. // Высшее образование в России – 1992, № 2, с. 88-93) является последовательная замена информационных методов обучения концептуально-аналитическими, обеспечивающими креативнывй уровень образования и создающими условия для творческого самовыражения личности и развития способности адаптации в быстро меняющихся условиях современного информационного общества. Для обеспечения вариативности и индивидуализации обучения модернизированы структура и содержания пособий по физическому практикуму, включающая в себя ряд блоков. Первый блок – это вопросы для ответа на которые необходима тщательная проработка теоретического материала по изучаемой теме. Во втором блоке приведены качественные вопросы, заставляющие студента задуматься над физической сущностью известных ему явлений и процессов. Третий блок включает вопросы по методологическим проблемам физики. Четвертый блок – это блок “маленьких экспериментов”, в котором приведены задания поисково-исследовательского характера и задания, углубляющие понимание студентом экспериментальных методов исследования. Для ответа на приведенные в этом блоке задания студент в большинстве случаев должен спланировать и провести небольшое экспериментальное исследование. В пятом блоке приведены тестовые задания для самоконтроля уровня подготовленности студента к выполнению лабораторной работы. Тесты представляют собой вопросы с альтернативными ответами, из которых студент должен выбрать правильный. Эти вопросы позволяют выяснить знание и понимание студентом целей и методов выполнения работы, необходимых для этого измерительных приборов, пределов изменений измеряемых величин и методов обработки полученных результатов, физической сущности изучаемых явлений и их практического значения. В шестом блоке приведены интересные сведения исторического или практического характера по изучаемой теме. При защите лабораторных работ анализ расхождения экспериментальных и теоретических результатов сопровождается составлением и анализом цепей причинно-следственных связей, что способствует более эффективному овладению такими методами и средствами научного познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, идеализация моделирования.

Для контроля и самоконтроля студентов разработаны рейтинговые компьютерные программы, вопросы которых ранжированы по степени сложности и ориентированы на аппликативно-креативный уровень обучения (например, вопрос: величина и степень неоднородности магнитного поля планеты 1) не оказывает заметного влияния на формы развития цивилизации на ней; 2) могут оказать влияние на развитие форм технической цивилизации, не влияя заметным образом на формы биологической цивилизации; 3) могут существенным образом повлиять на формы развития биологической цивилизации).

На практических и семинарских занятиях с целью развития творческих спосособностей, умения видеть и ставить проблему используются следующие методы активизации познавательной деятельности студентов: 1.Углубленный анализ решения задачи с исследованием возможностей получения дополнительной информации, обобщения и практического применения результатов, что вплотную подводит студентов к проблеме научного поиска; 2. Расширение самостоятельности студентов вплоть до квалифицированного видоизменения условий задачи, что, по нашему мнению, позволяет глубже проникнуть в суть физического явления и дает возможность проследить насколько существенно решение задачи в том или ином случае зависит от исходных предпосылок; 3. Решение как известных, так и оригинальных качественных задач, задач - оценок и задач - проблем; 4. Анализ вопросов и задач по философским проблемам физики; 5. Составление и анализ вопросов креативного характера к фразам, законам и явлениям. Например, к фразе "При трении тела электризуются" составлено тридцать пять , а к закону Кулона шестьдесят семь вопросов типа: "Какими физическими механизмами обусловлена электризация тел при трении?", "Существуют ли экспериментальные и теоретические ограничения на степень электризации тел при трении?", "Зависит ли величина заряда, остающегося на наэлектризованных взаимным трением телах, от скорости их разведения?", "Какова структура условий, в рамках которой действует закон Кулона?", "Можно ли было открыть закон Кулона на основе только логического мышления?", "От чего зависят практические возможности человека в использовании закона Кулона?", "Почему проверка справедливости закона Кулона и установление границ его применимости являются важнейшими задачами, на решение которых направлены значительные усилия экспериментаторов?".

Мы считаем, что применение указанных методов способствует: актуализации и конкретизации теоретических знаний; развитию навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, формированию и развитию умения самостоятельно ставить цели деятельности и планировать способы их достижения, что подразумевает развитие творческой активности, способствует формированию целостного видения мира и кросскультурной грамотности.


e-mail: asf@asf.e-burg.ru