ИНТЕГРАТИВНО-КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ.

Панаэтова О.С., Аладжикова З.В., Базиев И.Ю., Косенко Д.

Научный руководитель: Елканова Тамара Михайловна. Кандидат физико-математических наук, доцент, СОГУ, физико-технический факультет, кафедра общей физики

Северо-Осетинский Государственный Университет, г. Владикавказ, Россия

Современная эпоха резкого возрастания роли антропогенных факторов в процессе дальнейшей эволюции планеты с неизбежностью приводит к необходимости изменения содержания и структуры высшего образования. Современный специалист должен обладать не только глубокими узкопрофессиональными знаниями, но и способностью целостного видения окружающего мира, способностью адаптации к быстро меняющимся технико-технологическим условиям окружающей среды, способностью аксиологической оценки принимаемых решений. Поэтому основной тенденцией развития современного образования становится его всесторонняя гуманизация и гуманитаризация. Одним из эффективных средств гуманитаризации физического образования может стать широкое внедрение в процессе обучения интегративно-корреляционных связей (ИКС). Предлагаемая нами концепция ИКС подразумевает установление и использование в учебном процессе многосторонних разнообразных связей не только между учебными дисциплинами, но и между всеми областями человеческого знания и культуры. Особенно актуальной мы считаем проблему применения ИКС в обучении студентов естественно-математических специальностей, так как спектр изучаемых ими естественнонаучных, математических и технических дисциплин ограничен и не формирует целостной картины мира. Поэтому возникает опасность развития у студентов технократического стиля мышления, явившегося одной из причин многочисленных антропогенных катастроф последнего времени. Использование разрабатываемой нами концепции ИКС в преподавании физики призвано обеспечить формирование целостного видения мира во всем многообразии связей и зависимостей, причем с усилением внимания к аксиологическим аспектам получаемых знаний. При этом особое внимание уделяется развитию кросскультурной грамотности и ценностных критериев будущей профессиональной деятельности студентов. Разработку предлагаемой нами теоретической концепции ИКС мы сопровождаем созданием соответствующего учебно-методического обеспечения, в том числе и использование современных информационных технологий. Полученные в ходе проведенного педагогического эксперимента результаты являются, с нашей точки зрения, весьма обнадеживающими.


e-mail: asf@asf.e-burg.ru