ИНТЕРАКЦИЯ ЕСТЕСТВЕНОНАУЧНОГО, ГУМАНИТАРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДОВ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Базиев И.Ю., Аладжикова З.В., Косенко Д., Панаэтова О.С.

Научный руководитель: Елканова Тамара Михайловна. Кандидат физико-математических наук, доцент, СОГУ, физико-технический факультет, кафедра общей физики

Северо-Осетинский Государственный Университет, г. Владикавказ, Россия

Глобализация влияния антропогенных факторов на процесс дальнейшей эволюции планеты и развития цивилизации обуславливает высокие требования не только к профессиональной компетентности специалиста, но и к системе его личностных и аксиологических характеристик, что с неизбежностью приводит к необходимости включения гуманитарных компонент в концептуальную структуру и содержание любого образования. В мировой практике гуманитаризация осуществляется в основном путем введения в учебный процесс широкого спектра обязательных и элективных курсов социокультурного и интегративно- междисциплинарного характера. Одним из направлений гуманитаризации физического образования в соответствии с предложенной нами концепцией гуманитаризации образования средствами естественнонаучных дисциплин, в частности, физики (Елканова Т.М. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин // Высшее образование в России. – 1992, №2, с.88-93) является интеракция естественнонаучного, гуманитарного и художественного методов освоения действительности в процессе обучения как основы формирования адекватной современному миру научно-мировоззренческой концепции и позитивной стратегии построения целостной и гармоничной цивилизации. Имеется в виду обучение образному, визуальному мышлению, переводу с объективного внешнего языка на внутренний язык образно - концептуальных моделей действительности, усиление внимания к ценностно-смысловому содержанию получаемого знания, а также преемственность в методологии естественных и гуманитарных наук. Использование гуманитарных и художественных методов познания наряду с конкретно-научными, в частности, естественнонаучными, должно обеспечить: формирование целостной структуры категориального аппарата профессионального мышления будущего специалиста, позволяющего теоретически осмысливать систему “человек – мир” на разных уровнях ее функционирования; формирование целостной структуры ценностно-смысловых установок, определяющих ментальность будущего специалиста, сквозь призму которой происходит осознание быстро меняющегося мира и места человека в нем; развитие ценностно-смыслового отношения к каждой проблеме (глобальной или локальной, массовой или индивидуальной), видения ее внутреннего человеческого смысла, понимания ее положительных (или деструктивных) последствий; развитие таких интеллектуально-личностных качеств, как открытость к новому, понимание многогранности окружающего мира, его неоднозначности.


e-mail: asf@asf.e-burg.ru