На главную страницу
На главную страницу
На главную страницу

Не сидится? ...сайт для любопытных !

На главную страницу
На главную страницу

Первая Летняя межрегиональная школа физиков
Официальный отчёт

Александр Арапов (Екатеринбург)
С 13 по 23 июля 2005 года состоялось необычное событие в жизни Ассоциации студентов-физиков и молодых ученых России - Первая Летняя Межрегиональная Физическая Школа Физиков (ЛМШФ). Идея создания подобных программ давно "витала в воздухе" и в целом называлась как программа "Визитов в научно-технические центры". В рамках данной программы были организованы за период с 2001 по 2005 года три визита на космодром Байконур, множество интереснейших экскурсий в научно-технические центры России во время конференций ВНКСФ в Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге.
Основная концепция программы визитов и в частности ЛМШФ - сочетание активного отдыха и мобильного туризма с посещением ведущих научных центров, непосредственным знакомством с образовательным и научным потенциалом регионов, где она проводится, а также проведением лекций с участием ведущих ученых физиков данных научных центров. Таким образом ЛМШФ стала как бы логическим продолжением, или концентрацией в один промежуток времени всей программы визитов АСФ, а также старой, давно забытой программы "Летнего лагеря отдыха физиков", который проводился в последний раз в 1996 году в ВДЦ "Орленок" (Черное море). Решение о проведении данной школы было принято после серии летних походов и совместного отдыха физиков на Урале в июле 2004 года и окончательно сформировалось после конференции ВНКСФ-11 в Екатеринбурге в марте 2005 года.
На приглашение участвовать в ЛМШФ-1 откликнулось и приняло участие более двадцати человек из Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Перми, Омска, Кемерово, Красноярска и Владивостока. Первую школу было решено провести сразу в двух местах - первую неделю в Иркутске - на Байкале, вторую - в Красноярске, заповеднике "Столбы" и Енисее.
Программа школы получилась настолько насыщенной, что её участникам не оставалось ни минуты свободного времени, а место дислокации менялось каждый день. События, новые впечатления, места, люди, пейзажи - проносились через каждого участника школы с калейдоскопической быстротой. Также стремительно менялся и вид транспорта, или путешествия. И только под вечер, практически уже ночью, после очередной, доведенной до автоматизма разбивкой лагеря, мы могли перевести дух и вдоволь поделиться между собой о своих впечатлениях за прошедший день. Настоящее пролетало быстро, но в прошлом ЛМШФ оказалась большим приключением, прошедшим как отдельная жизнь и было непонятно - как можно было успеть все это пережить за такой быстрый, но долгий промежуток времени... Это можно понять лишь по достоинству оценив программу школы.
Началась она не в Иркутске, а с того момента, как её участники стали съезжаться к месту первого дня программы - городу Иркутску. И, пожалуй самой героической страницей, в этом эпизоде ЛМШФ-1 стала поездка группы организаторов школы на автомобиле из Екатеринбурга в Иркутск. Сначала двое (Александр Арапов и Александр Топтыгин) доехали до Омска, где к ним присоединилась Валентина Мандрыгина, затем в Кемерово в этот же автомобиль залез Антон Силинин, а в Красноярске комплектацию "экипажа" завершила Алиса Самойлова. Таким образом, машина оргкомитета (марки ИЖ 2126-"Ода") ЛМШФ-1 из Красноярска в Иркутск ехала 1200 км с экипажем из 5 человек. Это было незабываемое приключение. Но 12 июля мы все таки почти во время прибыли в Иркутск, где нас встретили уже ожидающие нас участники из Владивостока. Первый день школы был полностью посвящен знакомству с городом Иркутском и физическим факультетом ИГУ, где мы послушали лекцию "Уникальные физические установки, расположенные на территории Иркутской области". Большую помощь в организации экскурсий по городу и факультету, оказал Михаил Просекин (физфак ИГУ). На время проживания в Иркутске группа была размещена в гостинице Аэропорта, неподалеку от микрорайона "Солнечный". Во время экскурсий по городу передвижение было пешим, или на обычном транспорте, питание было организовано в столовых и кафе. Впечатления от города самые положительные. Небольшой, компактный, но дружный коллектив физфака Иркутского университета также оставил самые приятные впечатления.
На второй день участники школы на "Ракете" отплыли из Иркутска по реке Ангара к озеру Байкал - местечко под названием Листвянка. Это одно из самых популярных туристических мест на озере Байкал. Но в первую очередь всех поразило само озеро и до самого конца путешествия вдоль его берегов мы находились под впечатлением от этого уникального озера на нашей планете... В Листвянке мы посетили с визитом Солнечный вакуумный телескоп, Лимнологический музей и множество других интересных природных мест и достопримечательностей. В конце дня группа вновь пересекла устье Ангары на пароме и продолжила свое движение в пешем порядке от порта "Байкал" на юг - вдоль побережья озера, по Кругобайкальской железной дороге, представляющей собой ранее участок Трансиба, а сейчас один из известнейших туристических маршрутов для пеших туристов и специальных туристических поездов. Здесь же, в трех километрах от порта был разбит первый палаточный лагерь ЛМШФ-1. На протяжении двух последующих дней - 15, 16 июля, мы все время шли вдоль берега Байкала, любовались его красотами, пытались купаться (температура воды была от 7 до 10 градусов) и просто отдыхали. Хотя само передвижение трудно было назвать обычным отдыхом - как и было обещано - это был активный отдых, что означало наличие трудностей и приключений. Более 30 тоннелей, построенных еще в начале 20 века в царской России, шпалы, рельсы, немногочисленные полустанки и музеи по ходу движения. Шпалы и Байкал - вот что запомнилось особенно. И еще незабываемые вечера у костра.
...на пятый день, 17 июля мы приблизились к концу пешего путешествия, где должны были посетить уникальный в мире нейтринный глубоководный телескоп, который по нашей информации находился у станции Маритуй. Однако выяснилось, что он находился за 6 км от станции, мы его давно прошли и нам ничего не оставалось, как под проливным дождем сесть на туристический поезд, на котором мы продолжили свое движение к южной оконечности Байкала - станции Слюдянка, где старая Кругобайкальская железная дорога смыкается с новой транссибирской магистралью. Поездка на туристическом поезде также оказалась более, чем приятным моментом - удобные, как в самолетах кресла, бар, телевизоры, непрерывные рассказы гида о Байкале, остановки у интересных мест, общение с приятным персоналом поезда, эстонскими туристами, омуль с пивом... ...так мы и не заметили, что к вечеру 17 июля оказались вновь на ж.д. вокзале Иркутска, где часть группы села на поезд в Красноярск, а четверо самых отчаянных (Александр Арапов, Дмитрий Полянский, Антон Силинин и Алексей Осипов) решили вновь испытать судьбу на многотрудной автомобильной трассе.
В то время как группа, ехавшая на поезде, уже вечером 18 июля принимала сауну в Красноярске в районе Академгородка, четверо отважных были только на середине пути между Иркутском и Красноярском и заночевали в том же самом месте, где была стоянка неделю назад - в районе местечка Алзамай, в 630 км от Иркутска (570 км до Красноярска) с небольшой поломкой автомобиля.
Однако 19 июля все снова встретились в Красноярске у известного на всю страну моста "Коммунальный", или "Тен-раблз - бридж", изображенному на 10-тирублевой купюре. В этот день вся программа школы была посвящена визитам в физические научные центры Красноярска: институт физики имени Киренского, Академгородок, физический факультет Красноярского университета, а также экскурсиям по самому городу. Затем на автобусе участники ЛМШФ вновь двинулись на природу - в район речки Мана (приток Енисея), где был разбит очередной лагерь и проведен вечер отдыха с участниками из Красноярска.
20 июля полдня мы отдыхали в одном из самых живописных мест реки Мана, где также, в пляжных условиях прослушали лекцию о проблемах современной физики, а к вечеру снова начали менять дислокацию. Сначала пешком, потом на машинах и снова пешком - и участники ЛМШФ оказались в самом центре известного заповедника "Столбы" - кордоне Нарым. Стоянка на кордоне, в непосредственной близости от "Второго столба" под проливным дождем, но под навесом и большим охотничьим столом запомнилась нам надолго.
А следующий день был проведен полностью в заповеднике, где мы провели очень содержательную экскурсию по столбам под руководством Алисы Самойловой, изюминкой которой стало неожиданное восхождение почти всей группой на Первый столб. Это волнительное приключение добавило немало адреналина, который вскоре понадобился при очередном переходе на новое место расположения. Вечером 21 июля группа предприняла довольно серьезный для многих переход с полной выкладкой, по жаре по Тошкаковской тропе от кордона Нарым на речку Базаиха, в район базы "Гренада", где в свое время проводилась ВНКСФ-9. Переход через множество вершин, по склонам, скалы "Такмак" составил более 20 км., продолжался до ночи и стал самым трудным за все время проведения школы.
А 22 июля, проснувшись в новом лагере на реке Базаиха, группа вновь двинулась к новому месту и приключениям на микроавтобусе - вдоль Енисеся, к городу Дивногорск. По пути мы остановились на специальной смотровой площадке на высоком берегу Енисея, осмотрели Дивногорск и Красноярскую ГЭС. Последние сутки и две ночевки ЛМШФ заканчивала на берегу Красноярского моря, недалеко от ГЭС, где все её участники смогли спокойно отдохнуть, позагорать, покататься на яхтах, то есть "оттопыриться по полной".
Вот так закончилась первая в истории АСФ Летняя Межрегиональная Школа Физиков. Мы надеемся, что ЛМШФ, так же как и ВНКСФ станет такой же традицией и найдет себе достойное место в календаре мероприятий АСФ и каждого физика России в будущем. Решение о месте и времени очередных школ будет определяться на ВНКСФ. Мы приглашаем всех участников ВНКСФ и их друзей принять участие в этой школе и разработке её программы, ведь очередным местом проведения Летней школы может стать и Ваш регион! Подробнее об ЛМШФ можно посмотреть в фотогалерее и рассказах на сайте АСФ России.


На "Ракете" по Ангаре

Солнечный телескоп на берегу Байкала

Группа на вершине телескопа (472 м над уровнем моря)

На пути по берегу Байкала. Таких тоннелей, построенных на Кругобайкальской железной дороге в 1902-1910 годах - более 50...

Специальная туристическая электричка на уникальной железной дороге...

Часть участников школы на вершине 1-го столба в заповеднике "Столбы", Красноярск

Столб "Перья"